Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов. Владимир Тендряков: Драматическая Педагогика жизни

  • Закладки: 
  • Просмотров: 305
  •  
    • 0

Фото: triptonkosti.ru


К 100-летию писателя и педагога.

5.12.2023

5 декабря 2023 года. Этот день по-разному вошел в историю моей страны. Для многих, проживших длинную жизнь, это день первой Конституции СССР. Для меня же это совсем другой день.

Это день рождения человека, который создал новые миры нравственности, образования и культуры. Для меня это день рождения мужа моей сестры и моего названного старшего брата, писателя Владимира Тендрякова. Именно в этот день выходит созданный студентами пединститута фильм «По законом вопрекизма», связанный с жизнью и творчеством Владимира Тендрякова. Именно в этот день я хочу в жанре нравственной исповеди сказать слова о любимом человеке, о значимом другом, который изменил миры многих и многих, и творчество которого, как и жизнь, останется еще долгие годы, влияющими на судьбы самых разных поколений людей.


Владимир Тендряков создал особого рода педагогику.

Как назвать педагогику Владимира Тендрякова? Я ее назвал педагогикой достоинства. Сегодня, думая об этом, я хочу вслед за Тендряковым, для которого идея культуры достоинства была главной, назвать его педагогику нравственной педагогикой или педагогикой жизненной драмы.

Для Владимира Тендрякова профессия учителя – это драматическая профессия. Для Тендрякова педагогика – всегда драма нравственных исканий между учителем и учеником, между учителем и родителем, между разными поколениями.

В далеком 1959 году вышла книга Владимира Тендрякова, которая называется «За бегущим днем». Эта книга посвящена тому, кого мы могли бы назвать предвестником эвриканцев, предвестником педагогики сотрудничества – известным мастером дидактики Виталием Дьяченко. Именно Виталий Дьяченко становится прототипом героя в книге «За бегущим днем», говорящей о том, что педагог как ученый (а Дьяченко называется в этой книге словом «ученый», а не «учитель») всегда исследователь человеческой нравственности. Виталий Дьяченко создает педагогику коллективного диалога, которая по большому счету является прообразом появившейся значительно позже педагогики сотрудничества. Но не об истории педагогики и ее подвигах говорю я сейчас. Я говорю о том, что именно Владимир Тендряков делает тему драматической педагогики и педагогики достоинства центром своих творческих исканий.

Идеи нравственности проходят смысловым стержнем через творчество Тендерякова. Идеи нравственности и идеи борьбы с обезличивающей человека системой, борьбы с Левиафаном.

Ключевая тема Тендрякова – это тема очеловечивания и расчеловечивания в мире культуры и в мире образования. И он, как человек, проживший войну, как человек, раненый во время Сталинградской битвы, прострадал тему человечности. И не случайно многие его рассказы и произведения сами по себе носят ценностно-смысловой заряд нравственности. Вглядимся только в названия этих произведений: «Ухабы», «Не ко двору», по которым сняли фильмы «Чужая родня», «Чудотворная», «Ночь после выпуска», «Весенние перевёртыши» (делаю особый акцент), «Чистые воды Китежа», «Свидания с Нефертити», а также уникальная книга об учителе, которому приходит письмо в день шестидесятилетия: «Вы мой учитель, я принял решение вас убить». Эта книга называется «Затмение», и эпиграф к ней звучит так: «Если бы вы знали, скольких он обидел». В этой книге описана драма учителя, который ждет, что свершится непонятное для него возмездие за то, что он покорёжил чью-то человеческую судьбу.

Педагогика Тендрякова, я это буду повторять не раз, педагогика достоинства, педагогика нравственности и, самое главное, педагогика очеловечивания.

Тема очеловечивания и расчелования в борьбе с Системой, тема вопрекизма звучит во многих произведениях Тендрякова. И не случайно в своей книге «Телёнок бодался с дубом» Александр Солженицын пишет о Тендерякове как о человеке, который для него ценен и значим. Тендеряков бодался с дубом тоталитарной системы. Тендряков бодался с дубом безнравственности. В этой борьбе он рождает уникальный цикл произведений, который является путём к пониманию человечного в человеке.

Однажды в беседе с Владимиром Познером, говоря о трагедиях Холокоста, я сделал акцент на том, что ключевые трагедии – это всегда трагедии расчеловечивания.

Сегодня утром мой друг, профессор психологии Владимир Кудрявцев сказал: «Ты, Александр Асмолов, говоришь о расчеловечивании, а другой Александр – Александр Блок, дарит нам термин "вочеловечивание"».

Меня удивило это сравнение.

Идея расчеловечивания особенно обнажена в произведении Тендрякова «Люди и нелюди». Целый ряд его произведений посвящен нравственным исканиям. Он всегда был противником так называемого дикого, воинствующего атеизма. Он всегда считал, что трагедии нравственности, трагедии совести, трагедии, в которых происходит поединок между совестью и насилием, – это трагедии, которые совершаются каждый день, каждый час в наших судьбах.

Главная идея Тендрякова – это идея личностного выбора. В любые времена (вспомним его произведение «Кончина» о культе личности в деревне) человек делает свой выбор.

По сути, Тендряков, вдохновленный произведениями истории государства российского Алексея Толстого, пишет историю государства советского в своих неповторимых очерках о трагедиях человечества, которые пронзили нашу с вами жизнь. Его книги «Покушение на миражи» об Иисусе Христе, «Чистые воды Китежа», «Пара гнидых», «Хлеб для собаки», «Паранья», «Донья Анна» – все о том, как человек борется за свою нравственную позицию. Неслучайно такие друзья Тендрякова, как Даниил Гранин, с болью писали о том, что колокол памяти звучит по Владимиру Тендрякову. Неслучайно академик Гольданский говорил, что в произведениях Тендрякова о войне есть уникальность: они уникальны тем, что их пишет человек, который как бы не знает, чем кончится Великая Отечественная война. В этом сила творчества Владимира Тендеркова. Он всегда мечтал встретиться с прекрасным. Его поиск прекрасного запечатлён в его книге с символичным названием «Свидание с Нефертити». Эта книга у меня в руках. На ней написано: «Брату моему младшему, Саше, 19 декабря 1970 года».

Этическое для Тендрякова всегда важнее, чем эстетическое, но этическое у него в симбиозе с эстетическими нравственным.

Я бы мог очень много говорить о Тендрякове. Мы уже писали на страницах газеты «Вести образования» о книге, которая называется «Владимир Тендряков. Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства в двух домах». Мы выпустили ее вместе с Машей Тендряковой, дочкой писателя Владимира Тендрякова, и вместе с замечательным Андреем Русаковым. Эта книга для каждого учителя и для каждого родителя. С моей точки зрения, она является классикой. Говоря об этой книге, я написал: «Классика всегда была и будет ценностным горизонтом и навигацией для самых разных поколений, ищущих смысл жизни в эпоху социального бездорожья. И поэтому прерванный в дальнозоркие и только кажущимися далекими 60–80-е годы полет Владимира Тендрякова, его покушение на школьные миражи — это послание всем, кто желает состояться как личность, отправляясь за бегущим днем нашего непредсказуемого общества. Общества, чей затяжной кризис во многом связан со сложным становлением культуры человеческого достоинства».

Я и сейчас подписываюсь под этими словами. И я счастлив, что рядом с Тендряковым были те люди, которые делали время. Рядом с ними были его близкие – Юрий Трифонов, Виктор Некрасов. Когда Владимир Тендряков внезапно умер в 60 лет, Некрасов прислал нам телеграмму в поселок писателей: «Плачу вместе с вами, Вика». И это был крик души.

Всё время в нашем доме бывал и Зиновий Гердт, приходили Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Вениамин Смехов, Владимир Войнович. И одновременно Тендряков нередко ездил на Николину гору к Петру Леонидовичу Капице и читал свои ещё не вышедшие произведения. А замечательные Андрей Капица и Сергей Капица были друзьями нашего дома.

Наш дом был миром, полным жизни.
И этот мир сегодня несет Мария Тендрякова, продолжающая в своих ярких произведениях то, что делал Владимир Тендряков. Она выпустила талантливые книги, среди которых такие, как «Охота на ведьм». Она выпустила книги, посвященные разработкам антропологии детства. И именно Мария Тендрякова продолжила линию Владимира Тендрякова, введя сверхзначимое для современного образования деление образования в двух системах координат: образование как просвещение и образование как посвящение.

Педагогика Тендрякова – это педагогика посвящения в личность. День рождения Владимира Тендрякова, день, который изменил жизни многих, и изменил мою жизнь, особенно после того, как Владимир Тендряков помог мне встретиться с другим самым значимым человеком в моей жизни – Алексеем Николаевичем Леонтьевым, создателем теории деятельности и продолжателем идей Выготского в психологии. Этот день для меня самый значимый. И он в сердце.

Я мечтаю, чтобы те учителя, которые устремились за бегущим днем, которые действуют и понимают, что их жизнь – это драма поиска нравственности, вспомнили в этот день о Владимире Тендрякове, основателе драматической педагогики нравственности и педагогики достоинства, которая неразрывно связана с педагогикой сотрудничества.

Вести образования




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх