Комментарий Владимира Кудрявцева
Что значит – «система дошкольного образования деградировала»? А, может быть, «деградировало» государство, сбросившее с себя ответственность за эту систему и, по сути, переложившее ее на плечи дошкольных работников? Что и было закреплено ФЗ № 122, один из пунктов которого обязывает передать дошкольные учреждения в ведомство органов местного самоуправления. Напомню: закон вступил в силу не в ельцинскую эпоху, когда мы стояли на грани «разгосударствливания» чуть ли не всея Руси, за исключением Кремля, а 1 января 2005 г., т.е. уже во времена вертикального «укрепления» госвласти. Власть крепчала, а, вот «дошкольникам» оставалось уповать на судьбу и на родителей. На последних - чисто символически, т.к. спрос на дошкольное образование продолжал устойчиво расти. Все бы хорошо, но только родительская оплата не в состоянии окупить и четверти усилий, затрачиваемых на то, чтобы обеспечить детям в детском саду полноценную жизнь.
Словом, «дошкольники» уповали и продолжали делать свое дело. Ибо, как выяснилось, никому другому до детишек в детском саду, особого дела нет. Кому-то, правда, повезло: местные власти обратили внимание и оказали посильную помощь. Хвала им – не так давно в качестве председателя комиссии специального конкурса я сам подписывал дипломы мэрам российских городов, которые прекрасно проделали такую работу. Кому-то повезло меньше… Но, главное, что дошкольному образованию «не повезло» с государством Оно (образование, а не государство, конечно), по-прежнему, бесстатусно и в силу этого – бесправно. Можно и нужно, конечно, строить новые детские сады и повышать зарплаты. Но исходная ступень образовательной системы законодательно в качестве таковой до сих пор не оформлена. А значит, большинство подзаконных актов, так или иначе касающихся ее, - фиктивны. Их можно не выполнять и вытворять с дошкольным образованием все, что чиновничьей душе заблагорассудиться. В том числе – на местах. Какие уж тут могут быть государственные приоритеты? Их в школьном образовании трудно найти. Но в школе хоть есть ЕГЭ и другие документируемые подтверждения присутствия государства в образовании. А что пришьешь к делу в детском саду? Родительские «жировки»?
«Многие детские сады перепрофилированы в коммерческие структуры». Услышав такое, человек, далекий от темы, может подумать, что руководство и воспитатели дошкольных учреждений повыгоняли детей и открыли у себя офисы, магазины и ночные клубы. На самом деле речь идет не о перепрофилировании учреждений, а о продаже зданий детских садов теми же чиновниками или при их активном содействии. Кстати, значительная часть этих зданий принадлежала ведомствам. В 90-е гг. ведомства, как известно, распродавали свою собственность, в том числе, детские сады (такие сады в РСФСР составляли 40% от общего количества ДОУ) направо и налево. Поначалу – не от хорошей жизни, не будучи в силах эту собственность содержать. Хотя многие потом превратили это в бизнес. Как видят себе высшие государственные чины механизм обратной передачи бывших ведомственных, государственных и муниципальных ДОУ? Вроде бы президент неоднократно говорил о недопустимости перераспределения собственности. Или же будет разработан какой-то особый закон, где для них сделают исключение? Неясно. Замечу, что в Республике Казахстан, подобный прецедент уже задан, и было бы неразумно не учесть опыта соседей и друзей. Тем более, что казахстанские конституционные нормы во многом близки или даже совпадают с российскими.
На развитие сайта