Тахир Юсупович Базаров
Сегодня в новорожденных мой добрый друг – ученый-психолог и практик профессор
Тахир Юсупович Базаров. Мы мыслим психологию
в терминах будущего. «Психологический» человек – всегда гость из будущего. Даже у бихевиористов. Потому что всегда есть намеренье, цель, план, образ, мотив, всего из чего предстоит вырасти человеку, которого пока нет. Кто только об этом ни писал. Жозеф Нюттен даже толстенную, очень хорошую книгу «Мотивация, действие и перспектива будущего». В настоящем – только след человека. Он прошел, уже выросший, готовенький, он уже в прошлом. И бессмысленного призывать его жить одним днем. Кого призывать? След?
Тахир Базаров занимается изучением совсем другого типа «человека возможного». Человеком «невозможным» - для самой продвинутой психологии, но в рамках традиции.
Грядущим человеком, тем, как он становится возможным в не наступившем будущем, будь то завтра или далекая историческая даль, которую никто не может измерить, потому что «рулетка» только внутри такого человека. «Внутренний план», как известно, «производится» (П.Я.Гальперин), рождается вместе с идеями, наполняющими его смыслом, а не просто извне внутрь. И вовне он сразу внутренний. Тем более, у человека Грядущего. В ручонках младенца, которые тянутся к маме, чтобы поймать и замкнуть в маминых объятиях доступное бытие, сохранив доверие к недоступному. Маму не приближают, мама не приближается. Мама
грядет со всем этим незнакомым, но заведомо чудесным миром, который она прихватит, зачерпнет в объятия.
C Грядущим мы не просто не сталкивались, с ним можно разойтись. Хотя, возможно, именно сейчас он проходит сквозь нас. Впрочем, мы с Тахиром (я – под его влиянием) для себя наложили табу на фиксацию такого человека в пространственно-временной протяженности, что чистое картезианство, хотя и неизжитое. И не изживаемое – в границах, заданных сверхмощным гением Декарта. Декарт только Спинозе по плечу. Но спинозизм по-настоящему так и не прижился в психологии, несмотря на великие теоретические усилия Рубинштейна, Выготского, Ильенкова. В них он живет, но даже в «деятельностной» психологии сплошь и рядом правит Декарт (об этом говорил Феликс Михайлов в 1995 году на Международном конгрессе по теории деятельности в Москве).
А Грядущее - это, уж извините за вульгаризм, «другое измерение», которым призвана заниматься психология. И работать с ним на практике. Тахиру это прекрасно удается.
План тут не работает, только готовность, в основе которой «дружба с неопределенностью». А друзьям соломок не подстилают. Только роскошное ложе, лоно человеческих возможностей. К слову, в древнекитайских обычаях, было принято желать недругу: «Пусть сбудутся
все твои планы»! Хочется добавить: сбудутся планы и сложится
вся структура поведения (разумеется, это игра с названием известной книги Дж.Миллера, Ю.Галантера и К.Прибрамма «Планы и структура поведения» - ярчайшего образца картезианства в психологии 20 века). Дальше только в ящик. В компьютерный корпус, для начала. И навечно.
А вот слова Тахира Базарова:
Дружить с неопределенностью – это дружить с самим собой. Быть непредсказуемым в неопределенности – это быть готовым к встрече с тем, чего нет. Главное, чтобы изменить жизнь в условиях неопределенности, нужно изменить себя. Возможно, стать более непредсказуемым.
Здесь Тахир Базаров в созвучии с нашими общими друзьями – Вадимом Петровским (идея неадаптивности как надситуативной активности) и Александром Асмоловым (идея преадаптивности).
Недовольны собой? Значит, внутри друг. «Полное и глубокое удовлетворение» - это то, что от вас нужно вашим врагам. Чтобы притупить готовность к изменениям – не столько мира, сколько вас самих. И чувствительность к ним.
Что пожелать Тахиру Юсуповичу? Того же, что он желает людям – Грядущего! Которое, в отличие от будущего, не бывает коротким или долгим. А доброе большое будущее приложится! И прирастет дружбами, любовью, жизнью, молодостью. Молодой Хайямовской мудростью, которая так свойственна Тахиру Базарову.
С Днем Рождения тебя, дорогой Друг!
Володя Кудрявцев
На развитие сайта