Галина Михайловна Андреева. Фото: labirint.ru
13 июня исполнилось 100 лет со дня рождения социального психолога и социолога Галины Михайловны Андреевой.Г.М.Андрееву с полным основанием можно назвать мыслительницей "социального познания", определившей его методологическое своеобразие и самобытность метода во второй половине 20 века с мощным заделом вперед. С этой точки зрения, ее имя встало в один ряд с именами Т.Парсонса, П.Бурдье, Э.Гидденса, Ю.Хабермаса, З.Баумана, Т.Лукмана, Ч.Миллса, П.Штомпки, В.А. Ядова, Г.С. Батыгина и др.
Ее знали все психологи, независимо от степени близости своих интересов к сфере социальной психологии. Все мы больше 40 лет учились на одном "мыслящем букваре" - превосходном, неустаревающем, не раз переизданном учебнике "Социальная психология". "Социальную психологию" в изложении Галины Михайловны невозможно было "сдать и забыть". А теоретический способ мышления, которому она не изменяла, исследуя любой фрагмент социально-психологической конкретики, позволял воссоздать его всеобщее значение, если оно в нем коренилось. Даже для тех, кто в ином случае отнесся к нему как к чему-то сугубо специальному.
Я – не социальный психолог, хотя однажды пришлось прочитать курс журналистам. Зато ученик, до сих пор изучающий социальную психологию. И как таковой заверю: войти «с умом» (с мыслями) в нее можно через три учебника – Тамотсу Шибутани, Дэвида Майерса и Галины Андреевой. Минимум для новичка, чтобы понять, куда попал, о чем и как там
мыслят. Три блистательных введения в социально-психологическую мысль. Очень разные, в разные времена написанные, но для одного думающего читателя. Учебник Г.М.Андреевой – уникальное сочетание фундаментальности, понятности и литературного слога - явно писался с расчетом на «умного студента». Другого для нее просто не существовало, она слишком уважала и любила студентов, чтобы предположить его существование. И ее научная школа за это доверие, за эту веру платила ей высочайшим профессионализмом. «По плодам их узнаете…»
Анализ социально-психологических процессов всегда выступал для Г.М.Андреевой как форма рефлексии "социального познания". А значит, и "социального конструирования реальности", пусть для этого она использовала другую терминологию, нежели П.Бергер и Т.Лукман, которые ввели это понятие в 1966 г.
Фото из архива факультета психологии МГУ
Теоретическая социальная психология и социология Г.М. Андреевой – то знание, что не находит покоя в своих классических обоснованиях. Само обоснование (рефлексия) есть процесс поиска, построения их предмета. В полном созвучии с логикой Л.С.Выготского в исканиях предмета общей психологии (сквозных в его биографии).
Г.М.Андреева солидарна с Выготским, выступающим против раздвоения личности» по линии раскола психологии на общую и социальную:
…«Пространством» латентного существования социальной психологии в период «перерыва» была, конечно, общая психология и некоторые ее ответвления. Особое место здесь занимают работы Л.С. Выготского, получившие всемирное признание. Из всего богатства идей культурно-исторической школы в психологии, созданной Выготским, две имеют непосредственное отношение к развитию социальной психологии. С одной стороны, это учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»).
С другой стороны, в работах Л.С. Выготского и в более непосредственной форме обсуждались вопросы социальной психологии, в частности — ее предмета. Полемизируя с Бехтеревым, Выготский не соглашается с тем, что дело социальной психологии — изучать психику собирательной личности. С его точки зрения, психика отдельного человека тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В то же время коллективная психология изучает личную психологию в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви). Несмотря на отличие такого понимания от современных взглядов на социальную психологию, обусловленного предшествующей дискуссией, в ней много рационального.
Ведь до сих пор звучат вопросы: социальная психология – это вообще психология? Нет у группы психики и – о, ужас! – мозга, по наличию которого можно выявить заодно и счастливого обладателя психики.
Можно, конечно, свалить на Декарта, в плену которого до сих находится научное мышление (мифы об ИИ и нейросетях, им, к слову больше полувека, – лишь иллюстрации). Но ведь Декарт гениально выхватил из "общечеловеческого" мышления нечто, чему и поныне не может противостоять его научная форма…
А общественное (большее групповое, как, впрочем и малое) сознание или коллективное бессознательное – это про что-то другое, трудноопределимое, особенно, в картезианской логике мышления.
Да, видимо, социальной психологии надо было уйти в "латентное существование", чтобы такие вопросы и сомнения, не возникали. А заодно можно было бы уточнить свои общепсихологические представления – о психики индивида.
Социальная психология Галины Михайловны Андреевой, помимо всего прочего, способствует такому уточнению.
Есть просто такой феномен - "Человек совместный", которого нельзя собрать вскладчину из наборов общепсихологических и социально-психологических деталей. Все творчество Г.М.Андреевой о таком человеке и его самопознании.
В.Т.КудрявцевГ.М.Андреева с учениками - А.И.Донцовым и Т.Ю.Базаровым. Фото из архива Т.Ю.Базарова
"Пик твоего самосознанья..."
Т.Ю.Базаров
13 июня 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Патриарха российской психологии, доктора философских наук, профессора Галины Михайловны Андреевой. Г.М. Андреева создала первую в стране университетскую социологическую кафедру на философском факультете и кафедру социальной психологии на факультете психологии МГУ; основала отечественную научную школу в социальной психологии.
В этот день предлагаем вниманию читателей статью «Личная вовлеченность — особый стиль факультета» аспиранта Г.М. Андреевой — доктора психологических наук Т.Ю. Базарова, написанную к 50-летию факультета психологии МГУ.50-летний юбилей — хороший повод вспомнить тот путь, который прошел факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова за эти годы, вместившие несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития в постоянно меняющемся мире. Факультет продолжает готовить специалистов-психологов по принципу «три в одном»: исследователей, преподавателей и практиков. В последние годы к факультету стали проявлять большой интерес практики, работающие в различных областях менеджмента (управление персоналом, маркетинг, реклама, бизнес-тренинг, стратегический ребрендинг и т.д.). Психологию стали воспринимать как массовую профессию (по типу практической педагогики). Она приобрела новые возможности для собственного развития — выход из кабинетов и лабораторий в реальную жизнь. При этом, однако, возникла иллюзия, что психология может то же, что и люди, считающие себя психологами. Практико-ориентированная перспектива развития психологии требует все большей междисциплинарности научного знания, что ведет к потере самобытности, чистоты языка и забвению традиционных школ. Психологи же постепенно превращаются в «свободных художников», определяющих самостоятельную профессиональную карьеру и методологические пристрастия.
Интерес к выпускникам-психологам МГУ связан, прежде всего, с тем, что в традициях факультета — основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении. Немаловажную роль в том, что факультет продолжает лидировать, играет «дух» факультета: профессора и студенты посвящают себя совместному творчеству на пути постижения истины.
Вспоминаю тех, кто создавал и поддерживал эти традиции и этот «дух». Здесь важны не только жизнь и творчество отдельных специалистов, но и те продолжения, которые и создают основу будущего. Начну с Учителя — Галины Михайловны Андреевой.
Г.М. Андреева была личностью многогранной: ученый и поэт, учитель и общественный деятель. Но главное — социальный психолог. В 1977 году, когда мы, выпускники факультета психологии МГУ, получали дипломы из рук А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреева особенным образом напутствовала нас. Она сказала: «Помните, что вы — социальные психологи, а следовательно, вам предстоит каждым своим поступком демонстрировать окружающим, что значит быть социально адекватным и компетентным человеком». Она сама постоянно показывала нам, что значит быть включенным в социальный контекст. К 25-летию кафедры социальной психологии мне посчастливилось «положить на музыку» любимую всеми нами «Балладу выпускника кафедры», автором которой является Г.М. Андреева. А там есть потрясающие строки, которые могли бы стать
гимном для любого практического психолога:
Пик твоего самосознанья наступит в тот святой момент,
Когда поймешь других желанья, как будто сам ты свой клиент.Общаться с Галиной Михайловной (ГМ) было отдельным удовольствием. Мой первый разговор с ней состоялся весной 1977 года. Я — студент 5 курса, обращаюсь по телефону к Великой ГМ с просьбой. В тот момент я никак физически не мог найти своего научного руководителя, с которым хотел обсудить итоговую версию диплома. Но как об этом сказать заведующей кафедрой, на которой я учусь… Деваться было некуда, и я начинаю разговор со слов: «Галина Михайловна, у меня есть курьезный случай, похожий на анекдот. О том, как студент не может найти своего научного руководителя». И делаю паузу. На том конце провода тоже пауза, а затем вопрос: «И чем же этот анекдот заканчивается? Раз анекдот, значит, у него веселый конец», — то ли спрашивает, то ли утверждает ГМ. И тоже пауза. Я отвечаю: «Все зависит от того, чем дело кончится. В смысле, защиты диплома». Она: «А при чем здесь научный руководитель? Вы разве не можете сами написать диплом?» Здесь я вконец опешил и что-то пробормотал еле выразительное. Типа, дескать, конечно, могу, но все же. И вдруг совсем неожиданно: «А вы разве не планируете поступать в аспирантуру?» Про аспирантуру я слышу впервые. И это вообще другая тема. Что делать сейчас? Я пробормотал: «Пока еще не думал об этом». «А вы подумайте», — услышал я и понял, что разговор закончен. И только тут я понял, что все либо пропало окончательно, либо я сейчас соберусь и все сделаю. Это был первый урок. Со временем я понял, что с ГМ всегда так: все начинается с первого («все окончательно пропало»), а заканчивается вторым («сейчас соберусь и все сделаю»).
Аспирантские годы под научным руководством Г.М. Андреевой были для меня сплошным праздником. Если бы не заседания кафедры через вторник и вторники между ними («межвторники», которые в народе получили название «междусобойчики», поскольку в отличие от заседаний не предполагали формальной повестки дня), то известная фраза тех лет «Спасибо партии родной за трехгодичный выходной» звучали бы совсем про меня. Посудите сами. Каждое заседание кафедры — это интеллектуальное шоу под руководством ГМ. К нам приходили практически все знаменитости того времени. Впервые с идеей иной интерпретации феномена конформности именно у нас выступил академик А.В. Петровский. Именно в дискуссии по этому (я считаю, историческому) докладу прозвучали ставшие теперь знаменитыми метафоры, используемые в социально-психологическом тренинге (СПТ). Артур Владимирович высказал сомнение по поводу целесообразности таких методов воздействия, как СПТ, аргументируя это словом «стриптиз». На что сидевшие в аудитории Л.А. Петровская и А.У. Хараш в один голос возразили, что тренинг — это не «стриптиз», а «баня», в которой нет деления на тех, кто раздевается, и тех, кто наблюдает. Раздеваются все! Вот такую атмосферу открытости и творчества могла создавать ГМ на, казалось бы, обычных заседаниях кафедры.
Конечно, никто не отменял рутины и отчетности. Так, к ежегодной аттестации каждому аспиранту нужно было представить библиографию по теме диссертации. Я и сам вижу, что список маловат, но, тем не менее, предлагаю его утвердить. ГМ легко подписывает и приговаривает «Ничего страшного, что маловат, пока я подписываю, увидели свет еще сотня новых статей и десяток книжек. Вы думаете, можно раз и навсегда составить библиографию? Лично у меня это ни разу не получилось. Видно, это занятие на всю жизнь».
Должен признаться, что в те времена Галина Михайловна была так загружена и перегружена, что встретиться с ней, чтобы обсудить диссертационную работу, было очень непросто. Но оставалась возможность общаться через тексты, которые я ей приносил. Конечно, все было аккуратно напечатано на машинке, хотя и представляло собой «поток аспирантского сознания». Строгость работы с текстами предполагала наличие у рукописи какого-нибудь названия. Таков и был первый вопрос ГМ, когда она увидела принесенные мной листы. Не умея категоризовать свой «поток» тематически, я сказал: «Это нечто». ГМ посмотрела на меня внимательно и попросила ручкой сверху это написать. Я так и сделал. При следующей встрече в обмен на первый фрагмент я принес второй. ГМ посмотрела и говорит: «А это что у вас? Нечто «намбер ту»?» Вот так мы и обменивались этими «нечтами», пока не стал прорисовываться контур работы. Но самое важное, как ГМ работала с самими текстами. Для меня это была самая настоящая наука. Зелеными чернилами она не то чтобы правила текст. Она работала как скульптор, отсекая лишнее. Порой казалось, что она рассуждает «поверх текста» и иногда не может найти ответ на свои вопросы. Но делает это так, что мне самому становилось интересным найти этот ответ. Непередаваемые ощущения.
Вспоминается еще один разговор по телефону. Относительно недавний. Мне очень хотелось, чтобы ГМ повторила свою поездку в Ташкент после 40-летнего перерыва. Но на этот раз к студентам филиала МГУ. Я прекрасно понимал, что уговорить ГМ будет трудно, но уж очень хотелось. Да и специализация у студентов филиала — социальная психология. Как это они не услышат ГМ? Мне даже не хотелось об этом думать. Разговор о Ташкенте проходил в несколько «раундов». Запечатлелся один из эпизодов, по-моему, очень характерный для понимания того, насколько ГМ восприимчива к метафорам. Об этом стоит сказать особо, поскольку все мы знаем, что она в своей речи всегда предельно строга и катастрофически точна. Но может быть не всем удавалось заметить, насколько ГМ удивительно легко схватывает метафоры. Так вот, разговор касался моей очередной поездки в Ташкент. ГМ спросила о Ташкенте, какие, мол, изменения, и плавно перевела разговор в сторону филиала с явным желанием понять, «в чем изюм» проекта. Я стал рассказывать о моем понимании подхода к работе филиала и, подхватив «изюм», высказал идею о том, что для хорошего вина нужен хороший виноград: этим и объясняется технология построения вступительных испытаний. Но дальше нужно предусмотреть вовлечение в процесс исключительных преподавателей («виноделов»). И самое главное, что пришлось решать параллельно, — это поиск и привлечение работодателей («знатоков вина»). Получается, подытожил я, нужны все три компонента, чтобы вино получилось хорошим. ГМ выслушала мое красочное повествование, не прерывая ни разу, и вдруг спрашивает: «А вы не думали о том, чтобы обратить внимание на черенки?» С тех пор мы после зачисления первокурсников стараемся направлять благодарственные письма в адрес директоров школ, где обучались абитуриенты, и, если получается, то и их родителям.
Именно ГМ собрала абсолютно «звездный» состав кафедры социальной психологии. И думается, что ключевой характеристикой кафедры как «коллективного субъекта» была вовлеченность каждого не только в научную, но и в коллективную жизнь. По традициям, лежавшим в основе этой жизни, легко было понять, что у вовлеченности, как минимум, две стороны. Первая — это увлеченность самих участников, и вторая — привлекательность (на грани заразительности) для других.
И здесь невозможно не вспомнить профессора Ларису Андреевну Петровскую. Если ГМ демонстрировала точность гуманитарного знания и встроенность его в социальный контекст, то Лариса Петровская каждый день заражала окружающих принципом: «То, как мы учим, и есть то, чему мы учим». Обращаясь к окружающим, она призывала оттачивать свою индивидуальность, поскольку это и есть главный инструмент профессионального психолога и, обращаясь к студентам, часто говорила: «Если вы глубинно переживаете ощущение своей уникальности, вы будете глубоко счастливы. Прелесть каждого из нас в уникальности». Традиционное противоречие, что важнее, обучать или воспитывать, снималось за счет реализации принципа образовывания, где, по утверждению Петровской, критерием здоровых отношений (в том числе между профессором и студентами) признавалось «развиваться самому, тем самым создавая предпосылки для развития партнера». От этих слов легко плавно перейти к Адольфу Ульяновичу Харашу.
Сегодня я с огромной благодарностью вспоминаю те советы, которые получил от А.У. Хараша, приступая к преподаванию в начале 1980-х. Когда мне предложили заняться преподаванием, я ему позвонил и сообщил об этом. Он сказал: «Ты можешь этим заняться, если хочешь. В преподавательском деле есть несколько важных секретов, которые ты и сам со временем откроешь для себя. Скажу лишь о двух вещах, которые считаю важными для начинающего преподавателя. Первое. Всегда ориентируйся на «парня», который сидит на галерке. Он есть главный твой оппонент и лучший партнер. Если он заснул, то тебе нужно что-то делать со своей лекцией. Но ни в коем случае не одергивать его окриком. Сделай что-нибудь такое, чтобы он проснулся и был с тобой до конца. Второе. Как понять разницу между эффектной и эффективной лекцией? Если студенты, выходя после лекции, говорят: «Какой классный у нас был лектор!», то это эффектно. Ты спросишь, что же тогда эффективно? Так вот, эффективно, когда люди после встречи с тобой уходят с мыслью «Какие мы классные!». Для меня и сегодня эти советы актуальны. Со временем они превратились в еще одно понимание глубокого принципа нашей кафедры: «То, как мы учим, и есть то, чему мы учим».
Факультет психологии МГУ — общенациональная ценность России. И дело здесь не только в очевидных вещах, которые составляют основу для статистики. Сколько издано книг и учебников, написано статей или представлено пленарных докладов на самом высоком «конференционном» уровне. Статистикой трудно охватить, сколько ключевых курсов по различным психологическим дисциплинам в других вузах страны читают наши профессора. И уж совсем не поддается точному учету тот факт, что наши выпускники, где бы они ни работали, в большинстве своем отличаются образованностью и высоким профессиональным потенциалом.
Я бы сказал, что конечная точка, к которой должен стремиться студент нашего факультета, находится далеко за пределами 5–6 лет обучения: это своеобразная «социальная режиссура» — понимание того, как строится драматургия организационной жизни. Ведь по сути никого не интересует, какие ты сдавал экзамены, — интересно только то, что ты можешь сделать в реальности. Отличие наших выпускников в том, что факультет психологии МГУ не учит какой-то конкретной профессии, а дает профессиональное образование, благодаря которому выпускник легко овладевает имеющимися профессиями и даже способен строить свою профессиональную карьеру самостоятельно. В начале 1990-х не было такого HR, такого профессионального маркетинга, которые есть сейчас. И именно на нашем факультете зародилась традиция проведения ассессмент-центров и фокус-групп. Прежде всего, это осуществлялось за счет методологии.
Ценность факультета в том, что он открыт к диалогу и сотрудничеству со всеми, кому дороги судьбы отечественной психологии. Он по внутреннему самоощущению и культурной принадлежности не может не являться стандартом научной честности, даже если для этого потребуется перейти от саморефлексии к самокритике и дальше — к самоочищению. Сегодня даже при достаточно хорошей методической и теоретической подготовке нашим выпускникам необходимо развивать организационную и социальную компетентности. С одной стороны, выпускникам важно уметь самостоятельно что-то организовать, а с другой — глубже и реалистично понимать, как построена взрослая жизнь: в чем состоит дипломатия отношений между собственниками и наемным персоналом, например. Конечно, такая инфантильность проходит со временем сама, но можно создать что-то на факультете, чтобы помочь студентам преодолеть подобные проблемы: увеличить часы ролевых игр, имитирующих реальность, или вернуться к созданию проектных групп. Главное, чтобы им самим была интересна эта деятельность, потому что личная вовлеченность — необходимая составляющая в любом деле, а в нашей профессии — особенно.
Источник: Базаров Т.Ю. Личная вовлеченность — особый стиль факультета // Национальный психологический журнал. 2016. №3(23). С. 45–48. doi: 10.11621/npj.2016.0306Психологическая газета от 13.06.2024
На развитие сайта