Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Рецензия В.Т.Кудрявцева на образовательную программу для детей от 5 до 11 лет «НАУСТИМ»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 17
  •  
    • 0


Рецензия
на парциальную образовательную программу для детей от 5 до 11 лет
«НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда»

(авторы — О.А. Поваляев, Г.В. Глушкова, С.И. Мусиенко)
(2-е изд.)


За последнее десятилетие STEM/STEAM-педагогика стала трендом в российском образовании, охватывающим все его уровни — от дошкольного до университетского. Речь идет уже не о поветрии, а о мощном педагогическом движении, в авангарде которого не первый год находится и проект «НАУСТИМ», его разработчики — АНО «Научные развлечения», бесспорно, входящая в круг лидеров российского STEAM-образования.

Ясно, что STEAM не мода, а результат осознания социально-исторической необходимости жить в мире mixed reality — «смешанной реальности». А жить в ней всему человеческому, а значит, и детско-взрослому сообществу можно только одним способом — достраивая, творя ее. «Пользовательская» парадигма в отношениях человека с «цифрой» исчерпала себя вместе с традиционными подходами к информатизации образования. Мир уже не делится на виртуальный и реальный, существует только mixed reality. Об этом любому пенсионеру напомнит прекрасный портал «Госуслуги», электронные счета и мобильник. А тем, кто только интегрируется в мир первой трети XXI века (все мы интегрируемся, реинтегрируемся, в первую очередь люди старшего поколения вслед за детьми и с их помощью), войти и удержаться в этом мире, который обновляется на сверхскоростях, обычным «пользователям», даже «грамотным», уже не удастся. Нужно стать соавтором изменений, в том числе при помощи цифровых инструментов. Авторы программы уже в самом квалифицируют «НАУСТИМ» как цифровую интерактивную среду — это принципиально важное и совсем не «общее место». Интерактивность в этой среде носит характер творчества, исследования, эксперимента, поискового преобразования, предметом которого являются сами возможности детей и взрослых. Именно это и наполняет «НАУСТИМ» глубоким образовательным смыслом.

Поэтому представляет собой не просто комплекс инновационных разработок. В нем задана вполне определенная модель развивающего образования в дошкольном учреждении и начальной школе. Неважно, что «НАУСТИМ» — это парциальная и дополнительная программа. Соглашусь с А.Г. Асмоловым в том, что, например, в подростковой школе дополнительное образование становится основным. Тенденция обнаруживается и этажами ниже. Как автор двух комплексных программ дошкольного образования, могу сказать, что сама идея комплексной программы уходит в прошлое. По крайней мере, сейчас я бы не стал торопиться делать третью, а занялся бы парциальными проектами наподобие «НАУСТИМ». Дело в том, что в рамках программы, по крайней мере на дошкольном уровне, удается поддержать все то, что несет для ребенка и взрослого образовательный смысл, тогда как в комплексных программах он часто растекается по разным направлениям и перестает открываться педагогу, который уходит «в методику», «в технологию».

В «НАУСТИМ», — а его следует рассматривать не просто как программу, а как «сцену и сценарий» образа жизни детей и взрослых в определенных условиях, которые и задают авторы вместе с особой моделью развивающего образования дошкольников и младших школьников. Это модель образования-исследования. Не имитационная модель вчерашних научных, технических и прочих поисков (такая модель известна давно), а образовательная модель реального творчества, сотворчества детей и взрослых, когда вокруг творится история новейшего мира — мира человеческих возможностей, мира «возможного человеке. С этой точки зрения образование оказывается в уникальной ситуации, которую нельзя упустить, и авторы принимают этот вызов. В центре образовательных событий как раз такой «возможный человек» — волшебный мальчик Наураша (его образ).

Образование это и есть исследование созидательных возможностей человека в самом себе, а не усвоение извне пусть трижды творческого опыта. Ведь «творческий опыт» — это прежде всего потенциал человека, далеко не всегда реализованный в культурной, «общечеловеческой» форме, которую можно передать и людям. Для этого нужно образование по типу «НАУСТИМ-образования».

Представим себе ребенка-дошкольника, который учится управлять роботами. Но с дистанционным пультом в руках он вдруг обнаруживает, что роты неуправляемы (сюжет «восстания машин» в научной фантастике и «праздника непослушания» в сказке). Роботы выполняют прямо противоположные команды, мешают друг другу — не уступают дорогу, толкаются. «Жать на кнопки» бесполезно. Значит, нужно найти такую их конфигурацию, чтобы «научить» их правилам. И ребенок уже забывает, что учится управлять, — он уже сам должен «учить» машины, роботов «соблюдать человеческие правила». А для этого нужно подключить собственный «управленческий ресурс», которого пока нет. То есть ребенку предстоит научиться произвольно действовать, а часть своего опыта произвольности передать машине, заставив ее работать по человеческим правилам, смысл которых ребенок, быть может, сам впервые осознал.

Естественно, авторы «НАУСТИМ», по сути, переосмыслили некоторые старые проблемы образования, которые порой все еще остаются открытыми. В первую очередь это проблема преемственности дошкольного и начального образования (напомним, она охватывает контингент детей с 5 до 12 лет).

Принято считать, что учение младшего школьника вырастает из дошкольной игры при условии «серьезного» ознакомления ребенка с некоторыми сторонами окружающего мира. Это очень сомнительно и ничем не подтверждено (во всяком случае, настольные дидактические игры часто соединяет с сюжетно-ролевой игрой лишь слово). Однажды в советское время психологи пытались сформировать у дошкольников понятие мерки, предложив поиграть им в магазин «Ткани». Продавец должен был отмерить покупателю кусок ткани (мерка — рулетка находилась рядом). Ребенок в образе продавца спрашивал: «Сколько вам отрезать?». А другой ребенок — покупатель отвечал: «Ну, отрежьте вот столько». И делал характерный условный жест большим и указательным пальцем, обозначающий количество. Дети просто играли, а не учились использовать мерку. Сведения из окружающего мира тоже не особо помогут. Рулетка перед глазами, ребенок, скорее всего, видел, как ею действуют взрослые. В рулетке — способ действия, а игра направлена сама на себя. Поэтому рулетка «вне игры».

Логика разработчиков программы «НАУСТИМ» совсем иная. Переход к учению от игры совершается не непосредственно, а через исследовательскую деятельность. Жизнь старших дошкольников заполняется ее разнообразными формами. И даже игровая комната может стать «лабораторией». В учении приоритет отдается образовательным эффектам (результатам) учения. Неважно, чем ребенок занят в лабораториях «НАУСТИМ»: изучением строения вещества и его свойств, которые в эксперименте оказываются неявными, парадоксами живого, съемкой чудесных мультиков. Главное, чтобы ребенок отрыл в себе автора «чудесных превращений», чтобы его исследовательский опыт стал опытом самопознания, событием его биографии, чему бы в дальнейшем он ни посвятил себя.

Применимо ли понятие научности к дошкольному образованию? Если оно не «самодеятельность» в бытовом смысле — да! Многие не согласятся: «научность» — это к школе. А я сомневаюсь, что в школе слишком много научности. Речь не о «самодеятельном» характере некоторых учебников. И не о том, что авторы ряда советских учебников, в сравнении с нынешними, сочетали в себе опытнейших методистов и выдающихся ученых. Программа «НАУСТИМ» не просто глубоко научна, но и по-настоящему междисциплинарна. Авторы далеки от мысли выращивать в своих лаборатория маленьких междисциплинариев. Просто свобода содержания дошкольного образования от предметно-дидактической специализации требует присутствия в нем духа междисциплинарного знания как продукта творчества не только в науке, но и в искусстве и в сфере социальных отношений — в культуре в целом. Вот Эйнштейн признается: «Достоевский дал мне больше, чем сам Гаусс!» Что, теперь в общей теории относительности искать ответы на «проклятые вопросы» героев Достоевского? Возможно, в какой-то мере. Главное, что в образе мысли Эйнштейна можно найти некоторые следы вдохновения разговорами братьев Карамазовых и тем самым подобрать смысловой ключик к ней. Так и ребенок, сам того не ведая, дополнительно мотивируется, вступая в творческий диалог с носителями междисциплинарного знания, которыми должны стать и педагоги (это заставляет поднять планку требований к уровню их профессиональной квалификации).

В порядке предложения. В программе прослеживается «тенденция к росту» в плане пролонгирования в основной школе. Дело в том, что мир ведущих деятельностей подростка с их ярко выраженной исследовательской доминантой на самого себя стоит на трех деятельностных «китах»: театре, общественном самоуправлении (с волонтерством в основе) и медиатворчестве. Первые формы медиатворчества культивируются уже в Хрустальной мультлаборатории «Наустим». В развитых формах медиатворчества подростков присутствует тематика жизни, жизненных смыслов, отношений людей, самоанализа, исследования себя, когда растущий человек вдруг оказывается «знакомым незнакомцем», непредсказуемым, неподконтрольным себе самому. В них же она продуктивно переосмысливается. За счет их поддержки программа может быть пролонгирована в формате «НАУСТИМ+» с охватом возрастной категории до 14—15 лет.

Программа заслуживает распространения в широком образовательном пространстве России.

В.Т. Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа
и Московского государственного психолого-педагогического
университета




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Январь 2025 (23)
Декабрь 2024 (38)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх