Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Жизнь как подготовка к лекции

  • Закладки: 
  • Просмотров: 71
  •  
    • 0

У нового здания МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. 1950-е. Фото: dzen.ru


25.01.2025

Сегодня день Университета, день тех, ради кого он создан, тех, кто продолжает жить им, покинув его стены, и тех, кто в них остается. Татьянин день. Московскому университету 25 января – 270 лет. Он очень молод, если считать «матерью европейских университетов» Болонский университет, который был основан в 1088 году, не говоря уже о Константинопольском университете (Пандидактерионе) или Мангаврской школе, возникшей в 855 или 866 году (правда, его история прервалась с падением Константинополя в 1453 году). Хотя бывают старейшие университеты, но не бывает старых: университет – это место встречи вечно мыслящей молодости разных времен, разных эпох. Как и прекрасные Татьяны, университеты бывают только молодыми.

Утром деньги - днем стулья?

Однажды моего коллегу и друга профессора-психолога академика РАО Николая Николаевича Нечаева спросили, сколько времени он затрачивает на подготовку к лекции. Николай Николаевич, не задумываясь, ответил: «Я готовлюсь к лекции всю жизнь». Точный, честный и мудрый ответ одного из лучших лекторов высшей школы.

В этом году исполняется 30 лет, как я работаю в университете. Но мой общий трудовой стаж на 12 лет больше. Я, выходец из научно-исследовательского института все эти годы не видел себя за кафедрой, хотя предложения поступали. Сейчас не мыслю жизни без нее, как и науки, научного исследования. Сейчас я - типичный «человек университета». А тогда мне это казалось чем-то вторичным. Ретрансляторством уже найденного, пусть самым содержательным и ярким. Я, конечно, помнил Сократово «Исследуем!» - так он выразил кредо свое и своих собеседников в пьесе Эдварда Радзинского в «Беседы с Сократом». И читал Николая Кузанского, Бахтина и Библера. Но не примерял этого на себя. Исследование раньше, а потом уж разговор.

Как у Ильфа и Петрова:

- Утром деньги - днем стулья. Днем деньги - вечером стулья. Вечером деньги - ночью стулья. Ночью деньги - утром стулья.
- А можно так: утром стулья, а вечером деньги?
- Можно. Но деньги вперед!

«Деньги» - это исследование.

Но ведь такого не бывает!

Конечно, и исследование, и публикация его результатов в статьях и книгах, и, тем более, доклады на конференциях и семинарах предполагают Собеседника с самого начала. Но лекция – это совсем иное.

Лекция – это не передача знания. Это его особое рождение и для исследователя, и для лектора, который не занимается имитацией родов. Для лектора, который заново рождает себя прилюдно, в аудитории в качестве исследователя. Эти роды будут потруднее! 12 лет я просто не был готов к этому. Слишком мало прожил в науке, чтобы прочитать лекцию. Одну-единственную лекцию, не говоря уже о курсе.

Не дорос до того, чтобы снова стать студентом, вкусить первозданность штудий молодого мышления. Наоткрывать массу Америк: десяти Колумбов бы не хватило! Чтобы потом придумать маленькую свою.

Театр-студия мысли

Лекция – это не разговорное соло. Это – логическая исповедь твоего мышления о собственной истории и всей истории мысли, которая за ней стоит. Одновременно глубоко личное и всеобщее откровение, сомасштабное научному открытию. И оно должно стать небезразличным молодым людям, быть может, впервые пришедшим в аудиторию, впервые увидевшим и услышавшим тебя с твоими откровениями. Твоими или уже теми, что выносила в твоем лице наука? Вечный вопрос. Для исследователя, который всегда перекладывает его на плечи лектора.

Поцеловал Бог или просто муха укусила, - с самого начала не скажешь. И поначалу невозможно задуматься, потому что тогда не будет ничего. Драматичный парадокс мышления: это становится понятным ближе к концу. Порой – уж не тебе. Поцелуй или укус – это проступает только в зрелых плодах мысли. За которые могут и расцеловать. Но могут и покусать. О чем рассказывать студентам?

И жесточайшая ответственность мысли. На твою лекцию пришли встретиться не с тобой, а с Платоном и Спинозой, Лейбницем и Пуанкаре, Коперником и Эйнштейном, Выготским и Леонтьевым. И должна запомниться именно встреча с ними, а с тобой - лишь постольку, поскольку ты ее организовал в своем мышлении, которому на полтора часа предоставлена кафедра. Ты покинул кафедру, а встреча должна продолжаться в мыслях студентов, в их профессиональной жизни.

Ни на секунду нельзя забывать о том, что на лекцию ты пришел не в одиночку. С тобой те, с кем творилась история твоей мысли. Они не несут за это ответственности, это ты их привел в аудиторию. И обязан раскрыть масштаб их мысли – при всей ограниченности твоего. Да еще и сделать так, чтобы аудитория приняла необходимость мыслить в высоких формах как собственную жизненную. Чтобы жить тем делом, которому она решила себя посвятить. Мы знаем, что Платон – гений, но восхищаемся-то Сократом, которого, по некоторым предположениям, могло и вовсе не существовать! Но существовал – как минимум, у Платона. И у всей философии, которая началась с него. Хорошо быть карликом на плечах гиганта (человечества), если карлик – это Ньютон, так сказавший о себе. Тогда с плеч, действительно, виднее. Глазами Ньютона…

По Выготскому, за мыслью стоит мотив, страсть и воля. Без этого невозможно понять суть проблемы, над которой она билась. И я начинаю с того, что заставило думать о том, о чем я сейчас расскажу, какие сомнения при этом сгущались, что надо было для этого преодолеть.

Я часто говорю студентам (почти не в шутку): не состоялась та лекция, если во время нее лектора не посетил инсайт, если он не поставил неожиданно под вопрос то, с чем пришел к ним. Потому что это – исследование, это – жизнь.

Настоящая лекция – единственная, как и жизнь. Ее нельзя измерить в « учебных часах», в «голосовых нагрузках». Те, кто это придумал, бесконечно далеки от того, чем взялись управлять.


Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат, гений физики 20 века и непревзойденный лектор.
Фото: br.pinterest.com


Настоящая лекция – это спектакль, который нельзя повторить и на сотом показе. Как блистательные Фейнмановские лекции по физике, которые, к счастью, запечатлены на видео. Можно не иметь представления о физике, не знать английского, но сходить хотя бы разок в этот театр мысли стоит. Вспоминая Ричарда Фейнмана волей-неволей понимаешь, откуда у Петра Капицы могла возникнуть аналогия науки (физики) с актерством. Кстати, оба Нобелевских лауреата исследовали феномен сверхтекучести (но Капица начал раньше).

На лекции Мышление выходит на сцену. В театре одного актера, имя которому Лектор. Но пьесу для него писало все мыслящее человечество.

Мышление - это когда ты, сам не осознавая, начинаешь говорить голосом сразу всех умных людей, которые когда-либо жили на земном шаре, но с вопросительной интонацией. А потом - переходишь на утвердительную в своей маленькой сольной партии.

И о Татьянах

Никогда не скрывал: это мое любимое женское имя. Татьяна – так звали мою маму. Она училась в МГУ на филфаке. Вместе с сокурсником-папой строила новое здание университета на Ленинских горах. Совпадение. Грандиозное здание строилось по проекту Бориса Иофана, и мой первый в жизни маленький уютный дом на Русаковке спроектировал он же.

«Татьяна» для меня – нечто вроде признания в любви. И я сегодня признаюсь в любви всем Татьянам.

Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Январь 2025 (32)
Декабрь 2024 (39)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх