Рис. Алексея Меринова
После дискуссии «Разговоры о будущем» в сообществе Noôdome между главой Сбербанка
Германом Грефом и академиком РАО Александром Асмоловым ЦСП «Платформа»
рассказала о позиции Грефа и подробно побеседовала с
Александром Асмоловым. Разговор получился очень содержательный и насыщенный. Решили делиться фрагментами рассуждений академика постепенно, и это не садизм, это смакование. Сегодня о конструировании готовности к изменениям как самой великой задаче человечества.
«… – Эволюционная биология заключается в том, что есть три механизма развития. Три направления эволюции называются «ароморфоз», «идиоадаптация» и «регресс».
Ароморфоз – когда система попадает в те условия, в которых она никогда не существовала. Меняется полностью экологическая ниша и происходит скачок к появлению иных функций. Ароморфоз – это скачок к новому, к появлению новых сущностей с преадаптацией к генезам.
Второй механизм. С ним работает весь наш бизнес. Это
идиоадаптация – гибкое приспособление к тому, что существует в изменяющейся, в существующих парадигмах реальности.
И, наконец,
регресс – третье, что происходит с многими и в социальном, и технологическом плане. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, непонятным, то включаются защитные механизмы, которые выводят ее на более простой уровень, и это называется регресс системы. У нас наивно говорят: «Ой, у нас сегодня ужас, мы вернулись в тоталитарные системы, в такой-то год». Никогда не бывает регресс полным возвратом к тому, что было. Это будет уже иная система, потому что ключевая характеристика сложных систем – это эмерджентность. Мы не знаем, каким будет не только будущее, но мы не знаем, каким будущее будет в виде регресса.
– Насколько человек сейчас готов к встрече с иным? Иным в смысле Стругацких или Лема. Ведь тут же надо выйти за свои границы. Как выйти-то за границы, если твой выход за границы – тоже твои границы? И насколько мы можем встретиться с этим совсем другим? Это равно встрече с Богом в каком-то смысле. И далеко не каждый выдерживает встречу с Богом.– Я улыбаюсь, потому что у меня есть на страничке листок выступления, которое я планирую в Институте психоанализа. Оно называется «Бог умер — Ницше, XIX век. Человек умер — Фуко, XX век. Кто же жив? — Асмолов, XXI век». Так на самом деле, кто же жив? Бог умер, человек умер. А все это о нравственности. Или кто жив?
Куда легче быть инкапсулированными, адаптивными и не вылезать за ракушку, и в буквальном смысле, как страус, спрятаться от изменений. Но ответ следующий: создайте искусство, фильмы, образование, которые готовят человека к изменениям.
Я использую следующую метафору. Почему вымерли динозавры? Они не были готовы к разнообразию и не были готовы к изменениям. По сути дела, конструирование готовности к изменениям — это самая великая задача. А для этого надо понимать природу человека — самое непредсказуемое на Земле существо, обладающее кодом непредсказуемости. Вот что бы я ответил.
– Если говорить об ароморфозе, под влиянием каких обстоятельств он может возникнуть и какие формы принять?– Ключевая характеристика, которая должна быть, чтобы человечество пошло не по пути идиоадаптации и регресса – это постоянная готовность к встрече с «черными лебедями», с их целой стаей. И мы приходим к ситуации, когда мы порождаем такие технологии, которые приводят к возможности ароморфоза. И сейчас могут быть такие скачки, которые, опять же, могут привести к самым уникальным трансформациям тех систем, в которых мы с вами находимся.
– Например, искусственный интеллект, о котором так упоительно рассказывал вместе с Вами в Noodome Герман Греф?– Слушайте, только что я сказал про местечковые подходы к искусственному интеллекту. Наше продуктивное мышление, прежде всего, отличается непредсказуемостью, а не работой по готовым шаблонам. Мы генерируем новые системы…»
Продолжение в следующий четвергТелеграм-канал Платформа
На развитие сайта