Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов. Невольники Чести: от педагогики унификации и деперсонализации – к педагогике свободы и достоинства

  • Закладки: 
  • Просмотров: 330
  •  
    • 0

Поль (Ипполит) Деларош. «Детство Пико делла Мирандолы», 1842 г. Музей искусств в Нанте (Франция)


9.05.2025

Выступление Александра Асмолова на пленарном заседании XXI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: образовательная политика и качество образования»

Происходящее на этой конференции можно описать словами Евгения Шварца: «Обыкновенное чудо». То, что наши сердца и разум открыты для коммуникации, и мы имеем мужество обсуждать наши реальные проблемы открыто в современной социокультурной ситуации, с моей точки зрения, оправдывает логику эволюционного оптимизма. Эта логика передается словами замечательного фильма «Айболит-66»: «...И не будем с вами мы ахать или охать, это даже хорошо, что нам очень плохо». Эти слова дают мне возможность обратиться к совершенно особому метафорическому ряду.

Прошу обратить внимание на название доклада: «Невольники чести: от педагогики унификации и деперсонализации – к педагогике свободы и достоинства». Я бы хотел даже по-другому назвать свое выступление «Поддержка разнообразия как дуэль с Левиафаном».

Логика поддержки разнообразия как механизма историко-эволюционного процесса является важной для стратегии развития развивающего вариативного образования, конструирования программ педагогики сотрудничества и педагогики достоинства. И важно то, что во все времена продолжается поединок, в котором мы бросаем вызов Левиафану, утверждая, что существуют разные пути развития Систем. Вы помните, что именно после дуэли между Дантесом и Пушкиным было написано полное страданий души стихотворение Михаила Лермонтова «На смерть поэта». И в этом стихотворении Лермонтов называет Пушкина «Невольником чести». В истории и культуре «невольники чести» – это те, кто вступает в борьбу с Левиафаном, те, кто бросают даже ценой своей собственной жизни вызов тоталитарной Системе. К «невольникам чести» относятся те мастера культуры, искусства, образования и науки, которые во все времена отстаивают ценности свободы, чести и достоинства. Каждый раз, когда мы вступаем в поединок с Левиафаном, мы отстаиваем свободу и достоинство идущих вслед за нами поколений. Впрочем, только ли будущих поколений? Скорее нет. Прежде всего, свободу и достоинство нас самих.

Вот как об этом говорит Булат Окуджава:

Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрёшь, как человек.


(1988)

Я хочу, чтобы мы с вами идентифицировались с позицией педагогики и психологии достоинства. Именно поэтому стоит вспомнить мысль Льва Выготского: «Кризисы − это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от Систем перейдем к судьбам... к рождению и гибели Систем, мы увидим это воочию». И мы видим, что судьбы, как бы не был могущественен и жесток Левиафан, ни раз меняли траекторию развития Систем.

Вспомним судьбу Сократа. Выбор Сократа – выбор между тем, чтобы остаться жить, или же, сохранив достоинство, пойти на смерть и выпить чашу с цикутой. Идеи, которые отстаивал Сократ, были для него важнее, чем возможность покинуть Афины и жить, отказавшись от своих идей. Своим поступком Сократ доказал, что индивидуальность личности сильнее страха смерти индивида, что ценности, смыслы и достоинство − выше ценностей выживания любой ценой.

Напомню еще и фильм «Эзоп», где в главной роли талантливый актёр Александр Калягин. Эзопу предстоит выбрать наказание за проступок, которого он не совершал. Эзопу только что подарили свободу, а до этого он был рабом. Ему предлагают остаться рабом, чтобы получить менее суровое наказание. Он спрашивает: «А как в Афинах наказывают раба?» − «Если ты скажешь, что ты раб, тебя за воровство побьют палками». – «А если я скажу, что я свободный человек, я – гражданин?» − «А свободных людей в Афинах сбрасывают за кражу со скалы». И слова Эзопа звучат как символ педагогики и психологии достоинства: «Где тут пропасть для свободных людей?».

И еще напомню одно произведение мало у нас известного автора – трактат «Речь о достоинстве человека» философа Джованни Пико делла Мирандола. Этот мыслитель прозорливо писал: «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» (см. об этом, например, Александр Асмолов «Психология Достоинства: Искусство быть человеком», 2025).

Пико Мирандола жил в эпоху, которую называют по-разному: то времена мрачного среднивековья, то времена Ренессанса и Возрождения. Он сиживал в тюрьмах Италии и Франции. В конце жизни за непокорность и вольнодумство был отравлен. Но именно этот мыслитель создал творение, которое называется «Речь о достоинстве человека». Его произведение более чем современно. Мирандолла отстаивал идею, что человек − единственное в мире существо, обладающее возможностью принятия собственных решений. И его возможность принятия собственных решений, возможность быть субъектом своих дел − ключевая особенность присущего человеку выбора.

В педагогике, психологии и культуре и ныне сталкиваются две линии, перекликающиеся с идеями Джованни Пико делла Мирандоллы: «человек − причина самого себя» и «человек − рефлекторный автомат». Я обозначаю эти две линии мировоззрения, нацеленные на понимание мира природы и мира человека, как «Линию Спинозы» и «Линию Декарта».


Линия Рене Декарта − это линия исследования алгоритмизированных систем, которая нашла свое продолжение, в том числе, и в проектировании искусственного интеллекта и программах нейрокогнитивной науки. Другая линия, повторюсь, – это линия Бенедикта Спинозы. Его кредо: «Человек − причина самого себя!» Эта линия была продолжена, например, в исследованиях великого физиолога Алексея Ухтомского, классика физиологии активности Николая Бернштейна и, особо подчеркну, культурно-деятельностной психологии Льва Выготского, Алексея Леонтьева и Александра Лурии.

Пониманию человека в воззрениях Мирандолы и Спинозы противостоит понимание человека как рефлекторного автомата. Напомню, что когда-то автор теории функциональных систем, академик Пётр Кузьмич Анохин выпустил книгу «От Декарта до Павлова». В ней, на мой взгляд, он ёмко обозначил точный вектор бихевиористского и механистического понимания мира человека.

По иному пути, пути Бенедикта Спинозы идёт образование, о котором лидер Просвещения Жан – Жак Руссо писал: «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах».

Отказаться от свободы, потерять достоинство − это жизненный выбор, который делается каждым из нас. И здесь мы вновь возвращаемся к Александру Сергеевичу Пушкину и повторяем вслед за ним:

«Самостояние человека − залог величия его!» В этих словах истоки педагогики самостояния, самостановящейся, а не только саморазвивающейся личности. Педагогика самостояния резко отличается от педагогики дрессуры, педагогики «кнута и пряника». Как только мы от кого-то рабски зависим, то мы проигрываем прежде всего самих себя. И именно об этом повествует Александр Пушкин:

«...Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...»


Эти пушкинские слова – сердце педагогики достоинства. Подчеркну, что именно соратник Александра Пушкина Пётр Чаадаев начинает ту дуэль, которая до сих пор продолжается в России. Через всю историю образования в России проходят опять же две разных линии: линия унификации и линия персонализации. Символами этих линий являются имена графа Сергея Уварова и Петра Чаадаева. Пётр Чаадаев говорил: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю моё отечество, как Пётр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями. Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их». Но в ответ прозвучали слова графа Уварова, отражающие самую суть идеологии жёстких тоталитарных систем. Граф Уваров вводит в дуэли с Чаадаевым жёсткую идеологическую позицию, отлитую формулой «Православие. Самодержавие. Народность».

Идеология графа Уварова – это идеология погашения разнообразия. Наиболее четко самую суть этой идеологии передаёт сатирический персонаж Козьмы Пруткова, текст которого «О введении единомыслия в России» был опубликован Николаем Некрасовым в журнале «Современник» еще в 1863 году. Смотрите же сколь устойчиво работает установка на погашения разнообразия в разные времена в разных странах: в тоталитарной системе востребовано лишь одно мнение, один учебник, одна школьная форма. «Кто такой истинный патриот», вопрошает Козьма Прутков в этом обращении к Государю: «Истинный патриот должен быть враг всех так называемых вопросов». Не спрашивайте. Молчите. Исполняйте. И вспоминается предсказание мудрого барда и поэта Александра Галича. «Ах, как просто попасть в палачи! Промолчи, промолчи, промолчи!».

Уваровской идеологии унификации противостояла идущая по стопам Петра Чаадаева педагогическая антропология Константина Ушинского, несущая установки на развитие разнообразия и достоинства. Мы с вами, надеюсь, являемся её наследниками.


Именно поэтому обыкновенное чудо будет продолжаться. Это чудо поддержки достоинства личности, проектирования мотивирующих сред, самореализации, выбора пути, решения сложных задач.

Мы с моим коллегой Игорем Реморенко нередко обсуждаем «дразнящие» задачи, которые помогают увидеть перспективы образования. Одной из таких дразнящих задач ныне является задача различения двух сценариев социализации: «посвящение» и «просвещение». Эти сценарии крупными мазками обоснованы в цикле исследований психолога и антрополога Марии Тендряковой, в том числе в её монографии «Антропология детства: прошлое о современности» (2022).

Напомню, что сценарий посвящения человека в личность ёмко иллюстрирует и название известной книги Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом».

Фигура «невольников чести» – это символ тех, кто отстаивает в образовании стратегию посвящения, поддержку ценности каждой личности, понимания взросления как института становления независимости каждого человека. Ещё раз сделаю акцент на двух разных векторах развития образования: один вектор – это вектор элиминации, стирания различий и гомогенизации реальности. Другой вектор – это вектор достойной жизни, жизни расцвета разнообразия.

На мой взгляд, образовательная политика, прежде всего, представляет собой политику проектирования альтернативных образов человека и общества, образов, либо поддерживающих разнообразие, либо явно или не явно культивирующих стратегию унификации и деперсонализации личности.

В современных науках о человеке психологию и педагогику достоинства воплощают, прежде всего, те исследователи, которые идут по стопам Вольфганга Гете и воплощают в жизнь его формулу: «В начале было дело». Именно к таким исследованиям относится школа культурно– исторической психологии Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Александра Лурии, Даниила Эльконина, Петра Гальперина, Александра Запорожца и их последователей.


Недавно в свет вышли новые монографии, развивающие культурно–деятельностную методологию понимания человека. Среди них хочу выделить монографию последователей известного немецкого философа, основателя критической психологии Клауса Хольцкампа. Обратите внимание на название монографии − «Beyond Adaptation: The Unity of Personal and Social Change in Critical Psychology and Cultural-Historical Theory» («По ту сторону Адаптации: Единство Личных и Социальных Изменений в Критической Психологии и Культурно-Исторической Теории», 2024).

В этой монографии подвергаются критике гомеостатические и рефлекторные схемы, воплощающие линию Рене Декарта. Но самое неожиданное для меня − это выход в декабре 2024 года в Оксфорде словаря под названием «The Oxford handbook for superdiversity» (Оксфордское руководство по сверхразнообразию). Этот словарь помогает увидеть и мир общества и мир человека через через оптику разнообразия. У нас это фундаментальное исследование пока неизвестно. Пробел в той области восполняет статья Марины Гусельцевой «Сверхразнообразие как вызов прежним парадигмам»*, вышедшая в первом номере журнала «Образовательная политика» (2025). Ещё раз подчеркну, что парадигма Superdiversity – это новая оптика понимания мира, оптика, позволяющая искать конструктивные ответы на вызовы сложности, неопределенности и разнообразия.

В заключение напомню, что когда-то замечательная учительница и писатель Бел Кауфман, внучка Шолом-Алейхема, написала книгу «Вверх по лестнице, ведущей вниз». В ней схвачено главное − такая ключевая особенность жизни личности, как пребывание индивидуальности в потоке изменений. Вверх по лестнице, ведущей вниз – это ценностная установка психологии и педагогики достоинства, которой близок «дух вопрекизма».

И пусть те педагоги и психологи, которые не смотря ни на что развивают педагогику достоинства и поддержки разнообразия, когда им становится не в моготу обретут силы в строках Александра Галича, которые он вложил в уста Януша Корчака:

«...Осени меня своим крылом,
Город детства с тайнами неназванными,
Счастлив я, что и в беде, и в праздновании
Был слугой твоим и королем.
Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Всё я, Боже, получил сполна,
Где, в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти,
Мне не причитается она...».


_________

*М.С. Гусельцева, (2025). Сверхразнообразие как вызов прежним парадигмам. Образовательная политика, 20(1), 104–115.

Вести образования




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Июль 2025 (13)
Июнь 2025 (43)
Май 2025 (36)
Апрель 2025 (28)
Март 2025 (64)
Февраль 2025 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх