24 мая в актовом зале Ташкентского филиала МГУ им. Ломоносова совместными усилиями студентов-психологов 3 курса под руководством профессора Т. Ю. Базарова была организована театральная постановка на тему «Человек как центр смыслов в эпоху неизвестности». Представление было приурочено к Международной научно-практической конференции «Горизонты социальной психологии: от теории к практике», посвящённой 70-летию профессора Тахира Юсуповича Базарова.Тема этой постановки была выбрана неслучайно – в результате рефлексии студентов по поводу неопределенности положения, в котором часто оказываются люди нашей эпохи VUCA-мир, характеризующейся неоднозначностью, сложностью, нестабильностью и переменчивой реальностью, в которой трудно делать прогнозы и строить планы. Именно эта концепция легла в основу студенческой постановки с реинтерпретацией произведения А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – идея поиска смыслов через образы героев этой сказки.
Спектакль представляет собой инсценировку авторской версии «Буратино», где главный герой в каждой сцене сталкивается с какими-то казусами, а случайные знакомства с другими персонажами навязывают ему новые установки, оставляя "след" в его открытом, чистом сознании, которое олицетворяет надетая на Буратино белая рубашка, символизирующая «чистую доску» (tabula rasa).

По мере преодоления разного рода препятствий и прохождения нового опыта, герой наполняется новыми смыслами – от осознания ценности знаний до расчётливого сведения смыслов к деньгам; от беспечности, беззаботной жизни до строгого подчинения нормам и правилам общества; от хитрости и изворотливости до чистой любви. Но далее Буратино встречает мудрую черепаху Тортилу, которая раскрывает ему особый смысл, состоящий в постоянном поиске нового пути, движении вперёд, открытости новому опыту, преодолении страха перед неизвестностью и неопределённостью. Именно этим смыслом наполняется сознание героя, который, превращаясь в Человека, отправляется в путешествие по новому, уже реальному миру, где его ждёт счастливая, наполненная глубоким содержанием жизнь.

У наблюдавших эту картину зрителей в какой-то момент приходит осознание того, что если даже деревянный человечек, сделанный из полена, способен «увидеть дальше своего носа» и обрести глубокий смысл, то значит на это способен каждый человек, стоит ему только решиться: рискнуть, преодолев все страхи, и прыгнуть с высоты над пропастью, расправив крылья, чтобы взлететь ещё выше!
Именно этой идеей прониклись студенты-психологи, понимая, что любой путь к смыслам может лежать через разочарование, страдание и даже утрату. Но там, где неизвестность, страх и даже боль — там и начинается развитие, раскрывается настоящее «Я», распахиваются крылья и совершается полёт к вершинам свободы и творчества. И там уже обретается истинный смысл, наполняющий сущность человека, открывая путь к самопознанию и гармонии.
Тонко чувствующие талантливые актёры (студенты-психологи) очень органично передали эмоции и переживания героев, создавая реалистичную атмосферу экзистенциальной глубины, состояние растерянности и поиска. А нетривиальный диалог героя с аудиторией в виде вопросов, обращённых в адрес зрителей, а также послания в виде «смыслов», затаённых в «пространстве» (подсказки смыслов, спрятанные в подлокотниках кресел зрителей) взбудоражили воображение и побудили присутствующих к глубоким раздумьям, без сомнений не оставив никого равнодушным.
Отзывы преподавателейБабаджанова Н. Р., доцент кафедры Психологии: «Я согласна со студенческой интерпретацией сказки про смысл – он действительно «в пути». Я как гештальт-терапевт, как доцент кафедры, который уже 50 лет назад всё это прошёл и закончил учебу, всё равно всегда в пути, я до сих пор учусь. Когда я говорю о пути, я имею в виду прежде всего возможность проживать этот путь и обретать опыт. Он очень зажигает, вдохновляет, это самое важное в жизни!»
Махмудов И.И., доцент кафедры Психологии: «Я и удивлен, и восхищен тем, что вам – студентам удалось преобразовать в психологию то, что является классической сказкой. И вы смогли вынести это на сложный уровень, а не все могут это сделать и даже понять. И это очень радует. Это ваш талант, ваши большие достижения!»
Ильхамова Д.И., профессор кафедры Психологии: «Я думаю, что это представление помогло самим студентам в плане личностного роста. Мне очень понравилось. Всё было необычно, оригинально, при этом серьёзно и ответственно подготовлено».
Рябова М.С., старший преподаватель кафедры Психологии, PhD: «Мне очень понравилась постановка. Несмотря на лёгкость и, казалось бы, давно известные мотивы — ведь всё уже написано, рассказано, — появилась возможность увидеть историю гораздо глубже. Ребята смогли встроить её в наши реалии, и это очень ценно. Особенно впечатлило финальное послание — это был настоящий апогей. Я немного провела опрос среди тех, кто смотрел, и все говорят, что это действительно про них. Это работает очень точно, и в результате рождаются очень интересные инсайты».
Туниянц А.А., старший преподаватель кафедры Психологии: «Это было очень эстетично и высокохудожественно – с точки зрения оформления, подачи и игры актёров. И всё настолько профессионально сделано, что вызывает у зрителей эмоциональный отклик, затрагивает человека, после чего может пробудиться интерес к психологии, интерес к себе. И вот в таком затронутом состоянии открывается очень много всего, куда человек может прийти через какие-то смыслы, открывает возможность для движения куда-то. Из всех этих смыслов, которые были озвучены, у Тортилы оказался самый неожиданный смысл, который откликнулся во мне сильнее всего».
Хабиев Т.Р., преподаватель кафедры Психологии, PhD: «Эта конференция будет полезна для людей, которые не осведомлены о психологии в целом: показать не просто то, кем мы являемся, а именно то, что нам интересно, что мы изучаем и как мы вообще хотим людям помочь. И это, я думаю, достаточно серьёзная и интересная задача для нас как для популяризаторов науки. Не могу не заметить ваш посыл с позиции экзистенциальной психологии о поиске смысла. И этот путь к поиску смысла жизни иногда может вызывать чувство страха перед неизвестностью, но самое важное, что было показано – это то, что нужно сделать первый шаг. И, соответственно, потом, когда вы достигнете результата и находите свой смысл, уже весь ваш прошедший путь с трудностями покажется для вас чем-то более приятным и не столь опасным, как вы думали раньше».
Азиз-Кариева М.Т., преподаватель кафедры Психологии: «Само мероприятие, постановка, задумка, режиссура, исполнение — всё было прекрасно! Я никогда не видела «Буратино» в таком формате. Это было для меня очень интересно, и я ушла с определёнными вопросами, над которыми, безусловно, стоит подумать. Смысл жизни я не теряла, но задумалась: один ли он у меня или их несколько? Столкнулась с проблемой формулировки своего смысла жизни. Думаю, вскоре приду к ответу, но не сейчас. Это произойдёт позже. Многие, кто смотрел, говорили, что сценка подтолкнула их к размышлениям о смысле жизни — и это точно так. Это однозначно. Спасибо, было действительно глубоко и впечатляюще!».
Бекмирзаев Э.Б., преподаватель кафедры Психологии: «Игра студентов была на очень высоком уровне. Несмотря на то что они не профессиональные актёры, было видно, что каждый вложил частичку души. Думаю, сегодня даже не смогу уснуть — настолько сильно всё отозвалось внутри. Я действительно много о чём задумался. Те ценности, которые раньше казались самыми важными, теперь видятся иначе. Кажется, что они уже не столь значимы. Есть над чем подумать...»
Ташходжаева О.О.: «Студенты погрузили всех зрителей в свои собственные экзистенциальные смыслы и подняли действительно актуальные проблемы. И самое главное — ты проникаешься в психологию через творчество. Это происходит очень тонко, почти неощутимо, но когда ты видишь то, что родилось, это вызывает мурашки по телу…Главный инсайт, наверное, в том, что все мы здесь, в этом сообществе, в этом поле не просто так. И каждая из наших маленьких частичек смыслов — это те самые отпечатки, которые оставляли на главном герое. Они действительно существуют. И задача психологов, особенно практиков — это осознавать и нести эти смыслы дальше».
Базаров Т.Ю., доктор психологических наук, профессор: «Я исхожу из принципа «то, как мы учим, и есть то, чему мы учим». Традиционная конференция по итогам курса «Психология менеджмента» предполагает практическое («на себе») применение того, что является предметом обучения. Формат спектакля - подходящая «среда» для освоения современных принципов проектного и матричного управления, на который переходят современные организации. Материализация проекта происходит в Продукте (сценарий, постановка, декорации, информационное обеспечение), Итоге (освоение ролей, кросс-функциональной синхронизации между разными аспектами спектакля - музыка, текст, оформление, техническая поддержка) и Результат (команда постановщиков, актеров, поддержки и зрителей). Именно это способствует идее организационного научения, в основе которого строка из А.С.Пушкина: «и опыт, сын ошибок трудных». Студентам удалось вполне успешно пройти всю дистанцию, преодолеть первоначальный «хаос» за счет творческих решений и командного духа. Они вырастили сами себя и оказали глубокое воздействие на аудиторию. И это Браво!»

Завершилось представление бурными аплодисментами, возгласами «браво» и восторженными отзывами зрителей, после чего был исполнен традиционный гимн психологов.
Как мы видим, спектакль «Человек как центр смыслов в эпоху неизвестности» оставил яркие, незабываемые впечатления, погрузив зрителей не только в сказочный мир необыкновенных приключений Буратино, но и побудив их к глубоким раздумьям, инсайтам, а может и попытке найти свой собственный «ключик» в этом изменчивом, сложном и неоднозначном мире.
Автор статьи: Рано Арифова Интервьюеры: Муниса Мансурова, Севинч Абдумуталибова, Муяссар Наримова www.msu.uz
На развитие сайта