К 70-летию психолога профессора
Тахира Базарова в издательстве Московского института психоанализа вышел сборник статей
«Личность: от взаимоотношений к самоотношению. Опыт Московской школы практической психологии МИП» под редакцией В.Т.Кудрявцева, редактор-составитель Г.Т.Базарова.
В дружбе с неопределенностью, или Человек Грядущего
(предисловие редактора)
Эта книга – юилейное посвящение, мы подготовили к 70-летию психологу Тахира Юсуповича Базарова, доктора психологических наук, профессора кафедры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Т.Ю. Базаров - Заслуженный профессор Московского университета, и это не просто почетное звание. Есть Люди Университета, их нетрудно узнать сразу.
Дорогой сердцу Тахира Юсупочвича Владимир Петрович Зинченко рассказывал историю о том, как легендарный ректор МГУ академик-математик Иван Георгиевич Петровский принимал на работу профессоров. Каждого кандидата на профессрство он приглашал к себе в кабинет на собеседование лично. «Я просто смотрю, похож ли человек на профессора и в зависимости от этого принимаю решение», говорил он. Можно допустить, что, если бы Иван Георгиевич принимал бы на должность профессора Московского университета Тахира Юсуповича, то зачислил бы его «с первого взгляда». Тахир Базаров – «Человек МГУ» на «все сто», как говорил булгаковский герой поэт Иван Бездомный. Недаром Университет и его Профессор отмечают юбилеи в один год. И даже цифры у юбиляров почти совпадают, только у Университета на одну больше – 270. Но у Тахира Юсуповича есть песпектива в виде его конструкта «грядущее» (о нем чуть ниже).
Тахир Юсупович неустанно транслирует культуру и традиции Университета всюду, где бы он ни бывал. Прежде всего, это касается созданного им в Ташкенте филиала факультета психологии МГУ, где читают лекции московские профессора (хотя уже выросла своя школа, ташкентская ветвь психологических школ Московского университета). Мне говорили ташкентские магистранты: «Мы горды быть студентами МГУ и мечтаем об одном: подойти к зданию высотки на Воробьевых горах и войти с осознанием принадлежности к нему». Мечта некоторых время от времени сбывается, когда они приезжают на Ломоновсовские чтения и даже занимают первые места со своим докладами. Это дорого стоит! И главная заслуга в этом принадлежит профессору Базарову.
В Московском институте психоанализа действует Школа практический психологии Тахира Базарова (некоторые результаты ее продуктивной работы изложены в первой части книги). Тахир Юсупович разделяет понятия прикладной и практической психологии. Об основаниях этого лучше узнать из его текстов (они опубликованы во второй части сборника). Замечу только одно. Прикладное знание – уже готовое, оно именно «пркладывается» к решению чаще всего «хронических», хотя и сложных проблем. В психолгической практике рождают новые знания, необходимые и для решения (постановки) тех проблем, о существовании которых вчера еще не подозревали или лишь смутно догадывались.
Все в полном соответствии с Л.С. Выготским («Исторический смысл психологического кризиса»): новая фундаментальная психология вырастает не в кабинетах, даже не в экспериментальнызх лабораториях, а на «камне, который презрели строители» - в практике (в школьном классе, детсадовской группе, в больгичной палате, в производственном цеху, в зале судебного заседания… в перечислении Выготского), особенно, на этапе социально-исторических переломов. А и во времена Выготского, и сегодня мир переживает такие переломы. Лоб в лоб, сталкивась с неизведанным «грядущим», которое не сводится к вееру «сценариев будущего», где остается лишь выбрать наиболее вероятный. Но здесь у психолога возникает уникальная возможность – принять участие в творении новых практик, а не просто «психологически сопровождать» те, которые не являются «психологическими». Тогда возникает возможность говорить о «психологчиской практике» как особой социальной, социокультурной, где сливаются воедино другие «общественные практики». Та самая «психозойская эра», о которой писал Вернадский. Казалось бы, мы далеки от нее, дальше, чем во времена Вернадского и Выготского. Но можно ли осознать себя в ней средствами традиционной науки, психологии? А средства новой науки (идеи, понятия, методы, методики и др.) можно создать, лишь включившись в конструирование новых практик. Где в фокусе внимания «человек на переломе, переходе», транс-субъектный, по выражению Т.Ю. Базарова, человек. К этому и нужно готвоить психологов-профессионалов. Да, Спиноза, любимый философ Выготского: хотите познать природу вещи, постройте (сотворите) ее. И никак не иначе. В меру сил, этим и занимаются в Московской школе практической психологии Тахира Базарова. И именно потому, что сам Тахир Юсупович – великий конструктор неизведанных сущностей вещей и смыслов их существования в психологии.
Мы мыслим психологию
в терминах будущего. «Психологический» человек – всегда гость из будущего. Даже у бихевиористов. Потому что всегда есть намеренье, цель, план, образ, мотив, всего из чего предстоит вырасти человеку, которого пока нет. Кто только об этом ни писал. Жозеф Нюттен - даже толстую, очень хорошую книгу «Мотивация, действие и перспектива будущего». В настоящем – только след человека. Он прошел, уже выросший, готовенький, он уже в прошлом. И бессмысленного призывать его жить одним днем. Кого призывать? След?
Тахир Базаров занимается изучением совсем другого типа «человека возможного». Человеком «невозможным» - для самой продвинутой психологии, но в рамках традиции.
Грядущим человеком, тем, как он становится возможным в не наступившем будущем, будь то завтра или далекая историческая даль, которую никто не может измерить, потому что «рулетка» только внутри такого человека. «Внутренний план», как известно, «производится» (П.Я.Гальперин), рождается вместе с идеями, наполняющими его смыслом, а не просто извне внутрь. И вовне он сразу внутренний. Тем более, у человека Грядущего. В ручонках младенца, которые тянутся к маме, чтобы поймать и замкнуть в маминых объятиях доступное бытие, сохранив доверие к недоступному. Маму не приближают, мама не приближается. Мама
грядет со всем этим незнакомым, но заведомо чудесным миром, который она прихватит, зачерпнет в объятия.
C Грядущим мы не просто не сталкивались, с ним можно разойтись. Хотя, возможно, именно сейчас он проходит сквозь нас. Впрочем, мы с Тахиром (я – под его влиянием) для себя наложили табу на фиксацию такого человека в пространственно-временной протяженности, что чистое картезианство, хотя и неизжитое. И не изживаемое – в границах, заданных сверхмощным гением Декарта. Декарт только Спинозе по плечу. Но спинозизм по-настоящему так и не прижился в психологии, несмотря на великие теоретические усилия Рубинштейна, Выготского, Ильенкова. В них он живет, но даже в «деятельностной» психологии сплошь и рядом правит Декарт (об этом говорил Феликс Михайлов в 1995 году на Международном конгрессе по теории деятельности в Москве).
А Грядущее - это, уж извините за вульгаризм, «другое измерение», которым призвана заниматься психология. И работать с ним на практике. Тахиру Базарову это прекрасно удается.
План тут не работает, только готовность, в основе которой «дружба с неопределенностью». А друзьям соломок не подстилают. Только роскошное ложе, лоно человеческих возможностей. К слову, в древнекитайских обычаях, было принято желать недругу: «Пусть сбудутся
все твои планы»! Хочется добавить: сбудутся все планы и сложится
вся структура поведения (разумеется, это игра с названием известной книги Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрамма «Планы и структура поведения» - ярчайшего образца картезианства в психологии 20 века). Дальше только в ящик. В компьютерный корпус, для начала. И навечно.
А вот слова нашего героя, моего друга Тахира Базарова:
Дружить с неопределенностью – это дружить с самим собой. Быть непредсказуемым в неопределенности – это быть готовым к встрече с тем, чего нет. Главное, чтобы изменить жизнь в условиях неопределенности, нужно изменить себя. Возможно, стать более непредсказуемым.
Здесь Тахир Базаров в созвучии с нашими общими друзьями – Вадимом Петровским (идея неадаптивности как надситуативной активности) и Александром Асмоловым (идея преадаптивности).
Недовольны собой? Значит, внутри друг. «Полное и глубокое удовлетворение» - это то, что от вас нужно вашим недоброжелателям. Чтобы притупить готовность к изменениям – не столько мира, сколько вас самих. И чувствительность к ним.
Тахир Базаров недавно ввел новый конструкт – «зона грядущего развития» (ЗГР). Цитирю по нашей научной переписке (он любит этот жанр). «Зона ближайшего развития (ЗБР), утверждает он, это реальность взрослого (родителя или учителя). ЗГР - это реальность ребенка или учащегося. Он не знает, что «за поворотом» в отличие от взрослого. И для него это каждый раз неожиданная неожиданность. Пока... он сам не проведет кого-нибудь через неизведанное. Но и в этом случае, он ЗГР ведомого конвертирует в ЗБР, поскольку методики иной нет. Или есть? И мы ее знаем?».
Что пожелать Тахиру Юсуповичу? Того же, что он желает людям – Грядущего! Которое, в отличие от будущего, не бывает коротким или долгим. А доброе большое будущее приложится! И прирастет дружбами, любовью, жизнью, молодостью. Молодой Хайямовской мудростью, которая так свойственна Тахиру Базарову.
Владимир Кудрявцев,доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа
Из публикаций юбиляра в сборнике
Т.Ю.БазаровРазмышления о первом марафонце
(записки путешественника)Мой друг Анатолий Фрумкин заострил внимание на третьей стадии адаптационного синдрома. Попробую в продолжение темы обозначить свое понимание того, что позволит справиться со второй стадией. Т.е. речь пойдет о стадии сопротивляемости, характеризующейся сбалансированным расходованием адаптационных резервов.
На ежегодном собрании, которую компания N проводила для своих национальных лидеров в начале 2017 года, было много вопросов вокруг понятия выгорания и способов его преодоления, а также методов предупреждения и совладания с этим недугом. Среди этих вопросов был тот, на который захотелось ответить после той встречи и в дополнении к тексту А.Фрумкина. Вот он.
Вопрос: Неумение отдыхать - это проблема или диагноз? Правда ли, что, если я не умею отдыхать, то выгорание неизбежно?
Прежде, чем представить свой ответ, должен отметить, что ему предшествовала дискуссия между мной и моей украинской коллегой А.П.Коняевой. В ходе нашего обсуждения многие линии моего ответа обрели более четкие очертания, за что ей большое спасибо.
Итак, ответ: Неумение отдыхать не является проблемой пока не наступают неприятные физиологические последствия, иногда приводящие к соответствующему диагнозу: стресс, выгорание и истощение. Говоря об отдыхе, имеется в виду нечто более обширное, чем просто отпуск. Отдыхать можно в перерывах между рабочими операциями, после рабочего дня, в конце недели. Отдыхом, в данном случае, мы называем любое переключение с одного вида деятельности на другой.
1. Традиционные способы переключения, зафиксированные в культуре. Приведем пример - хоровое пение. Дело не только в том, что во время пения происходит гипервентиляции легких и человек переживает эйфорию, связанную с кислородным перенасыщением. Если иметь в виду народные песни, то они практически всегда касаются тем, которые способствуют очистительным переживаниям: любовь, смерть, измена, красота природы, высшие силы. Эти слова-смыслы связываются с собственными значимыми переживаниями – и сердце щемит, слезы катятся. Но главное, что совместное пение - это переживание почти мистического ощущения близости с другими людьми, которое связано с синхронизацией и со-настройкой во время пения.
2. Совместная физическая деятельность. Даже банальные "шашлыки на природе" привлекают людей не только и не столько тем, что мясо, приготовленное в домашних условиях, менее вкусно, сколько процессами, романтизирующими данный совместный ритуал. Разжигание костра, взбрызгивание нанизанного на шампур всем, что может быть не так уж и важно с кулинарной точки зрения, но делает всех вовлеченными и востребованными как исполнителей роли творцов-алхимиков или почитателей, благоговейных наблюдателей. Особо отметим такую сторону совместности как темпо ритм. Любое приготовление пищи носит технологический характер и имеет свою последовательность и временные рамки протекания, которые нельзя нарушать и можно контролировать только совместно. Можно, несколько упрощая, сказать, что совместное приготовление подчиняется определенному сценарию, в рамках которого каждому найдется свое место и свое время. И, что особенно ценно, взаимное обучение и поддержка, которые неизбежны в данном случае, как правило, происходят доброжелательно и без напряжения.
3. Совместная интеллектуальная и игровая деятельность. Сегодня не счесть того количества игр, которые легко найти в каждом магазине. Не стоит думать, что они предназначены исключительно детям. При правильном подходе они способны украсить отношения новыми смыслами и наполнить их положительными эмоциями. Что характеризует интеллектуальную составляющую игр? Прежде всего, принципиальная не насыщаемость творческой энергии. Удивительным образом люди, погружаясь в решение творческих задач, легко и надолго переключаются от реальности, как если бы удовлетворенная потребность тут же вызывала новую. Про игровую мотивацию сегодня известно довольно много. Обратим внимание лишь на один очень важный, с нашей точки зрения, аспект – перестройка картины мира. Игровая реальность всегда предполагает ролевое, а иногда и многоролевое видение ситуации. Для того, чтобы увидеть один и тот же объект «глазами разных ролей», нужно раз за разом менять угол зрения и быть готовым к тому, что для одних «подтяжки» связаны с брюками, а у других – с лицом. При этом нельзя с уверенностью сказать, что на этот счет существует одна единственная правда. Многократная перестройка картины мира в игре позволяет участникам не только создать некое объемное видение, но и выстроить между собой позитивные отношение. А, что еще остается на «кончиках пальцев» и в памяти после хорошего отдыха?
Теперь о том, почему такой отдых не всегда получается. Что этому мешает?
В первую очередь это происходит, когда наши индивидуальные предпочтения об отдыхе не совпадают с представлениями о таковом со стороны наших близких, знакомых, сослуживцев. Человек, который не любит активный отдых, но вынужденно следует стереотипу «быть, как все», может вместо отдыха получить перманентное напряжение накопившегося дистресса. Кто виноват? Мы сами. Что делать? При ответе на эти вопросы возможны две стратегии: лидерская и не-лидерская. Начнем со второй.
Не-лидерская стратегия (стратегия обычного человека)1.Следует посвятить какое-то время самоанализу, припомнить случаи, когда вы чувствовали себя действительно отдохнувшими. Не доказавшим всем и вся, кто лучший путешественник, не самоутвердившимся знатоком музеев, а именно отдохнувшим. Потому что удовлетворение амбиций и самопожертвование нужны, но для них больше подходят другие формы активности.
2. Если наедине с собой вы признали, что лежание с книжкой на диване в воскресенье чаще вызывало ощущение "отдохнул", чем любое другое времяпрепровождение, то так тому и быть. Значит, следует убрать все сопутствующие эмоции: «стыдно, не поймут», и сделать следующий шаг - поделиться открытием с людьми, с которыми обычно отдыхал в их манере.
3. Нужно помочь близким также опознать их «формулу отдыха». Допустим, что значимый для вас человек "отдыхает глазами", путешествуя по городу с фотоаппаратом и делая снимки понравившихся "картинок жизни".
4. Теперь нужно согласовать временные отрезки, необходимые и достаточные, чтобы каждый из партнеров получил свое, и в то же время, не лишить себя общих воспоминаний совместного отдыха. Совместно пережитые положительные эмоции чрезвычайно важны для того, чтобы хотеть оставаться вместе. А не чувствовать, что «отдыхаешь глазами соседа».
5. Тем, кто не хочет к закату жизни прийти к старческому слабоумию, нужно помнить, что долгое отключение активной мыслительной деятельности опасно. Например, британские психологи экспериментально доказали, что за три недели отпуска интеллектуальный уровень отдыхающего понижается примерно на 20 пунктов. Расслабившись, человек теряет способность моментально концентрироваться, происходит некоторое «усыхание» мозгов. Чтобы не отупеть в отпуске, ученые рекомендуют во время отпуска все-таки иногда напрягать мозги. Например, наполнить отпуск интеллектуальными играми. Это повышает шансы вернуться на работу не только посвежевшим, но и сохранив скорость ума и сообразительность.
6. У отдыха, как и у работы, есть фаза вхождения в это состояние. В рабочей и умственной деятельности она называется "врабатыванием". Для отдыха названия не придумали, но каждый, кто пребывает в отпуске, знает, что пару-тройку дней мысли о работе держат в каком-то напряжении. В выходные этот период укорочен до нескольких часов, но, тем не менее, терять их тоже жалко.
Как укоротить вживание в отдых?
В умственной работе у каждого есть свои ритуальные хитрости: у кого-то чистый стол и листок бумаги перед глазами, у кого-то чашка кофе, помогающие начать активно производить полезные мысли. В физической деятельности тоже - для кого-то это три грядки прополки, пока работа тебя не "втянет" и время не потечет по ускоренному психологическому, а не реальному астрономическому принципу.
Так же можно поступать и с отдыхом. Если вы знаете, что на отдых отведено 2 часа, а мысли о недоделанной уборке мешают получить удовольствие, то с этим нужно что-то делать. Например, действенный способ борьбы с бессонницей: как только проснулся среди ночи, не лежать, уговаривая себя не думать ни о чем, кроме «белых овечек», а встать, одеться, пойти на кухню и начать чистить кастрюли. Или сесть и, наконец, начать писать отчет, будь он неладен! Несколько таких упражнений и бессонница отступает. Так можно поступать и с отдыхом. Не отдыхается - так вот тебе, родной организм, задание - займись самой нелюбимой работой. Думаю, что это должно помочь сократить период вхождения в удовольствие и расслабление в следующий раз до разумного минимума в пяток минут.
Теперь о
лидерской стратегии. Для лидера переключение себя и других с одного вида деятельности к другому – обычная задача. Случай с отдыхом – особый. Он связан с инвестированием в будущее. И возврат на инвестиции ожидается именно оттуда – из будущего. Это первая причина, почему некоторые лидеры на считают отдых приоритетным занятием. Вторая причина, сложившийся стереотип отдыха, как бездельничанья, нерезультативного вида времяпрепровождения, да еще усугубляющегося всякими рисками анормативного поведения (своего и окружающих). Но чаще всего все ссылки на указанные обстоятельства и возможные последствия - «детский лепет» по сравнению с действительными причинами. А они состоят, как минимум, в двух вещах. Первое, это неумение организовать продуктивный совместный отдых. Второе, неспособность и нежелание изменить свою привычную роль начальника на «человека отдыхающего вне офиса».
Что касается организации, то в мире «аутсорсинга» и «лизинга» у многих лидеров возникла устойчивая привычка, что это дело «специальных людей». Вот пусть они и организуют наш отдых. А мы готовы заплатить, аж дважды – деньгами и временем. Вынуждены огорчить тех, кто к этому виду жизни уже успел привыкнуть. Насколько легко перенять способ потребления, настолько сложно перенять способ производства. Отдых, как ни странно, это не потребление, а производство. Причем, производство собственной позитивной энергии, необходимой для будущей эффективности. Поэтому отдых нужно организовывать самому и рассматривать его как важнейший бизнес процесс! Процесс по производству необходимой энергии успеха! Можно привлекать специалистов, но лишь для того, чтобы они выступили в качестве экспертов по данному виду деятельности (кулинария, художественное творчество, спорт, режиссура и т.д.). Потому что овладение новыми умениями и совместными навыками должны быть профессионально сопровождены. И тогда результат отдыха станет залогом обретения нами уникальных компетенций на будущее.
Вы спросите, не слишком ли прагматичный подход к такой реальности как отдых? Могу лишь ответить словами одного знакомого лидера: «Нет ничего практичнее, чем своевременный и продуктивный отдых. И нет ничего расточительнее, чем полностью опустошенный аккумулятор». На мой вопрос, кто за это в ответе, было сказано жестко и однозначно: «Я, как лидер команды и все мои лучшие игроки. Спасибо первому марафонцу. Он преподнес нам самый важный урок: мало пробежать дистанцию, нужно быть готовым бежать дальше».
На развитие сайта