Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Мы живем только с теми, с кем свободны и мыслим. Урок Мераба Мамардашвили

  • Закладки: 
  • Просмотров: 321
  •  
    • 0

Мераб Мамардашвили с отцом Константином Николаевичем и матерью Ксенией Платоновной


95 лет назад, 15 сентября 1930 года в грузинском городке Гори в семье кадрового военного Константина Николаевича Мамардашвили и его жены Ксении Платоновны, продолжательницы рода русских дворян грузинского происхождения Гарсевановых (Гарсеванишвили) родился сын Мераб. Будущий философ Мераб Константинович Мамардашвили.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - банальность, перерастающая в пошлость, если под обществом понимать сколь угодно большую «группу товарищей». Владимир Ленин, который эту фразу произнес в 1905 г. (в статье «Партийная организация и партийная литература»), конечно, так общество не понимал. Все-таки он был читателем философской литературы, хотя в том же 1905 г. во введении к книге «Материализм и эмпириокритицизм» предупреждал что он «в философии ищущий». Чтобы он там потом ни находил, слова «общество» и «свобода» имели для него философский смысл.

К тому же ленинская фраза контекстна. Он критикует «буржуазный индивидуализм» в литературе, за которым стоит денежный мешок издателя, политическая ангажированность и обывательский спрос. Такая литературная свобода – только оборотная сторона порабощения. Тут Ленин во многом прав, и его правду мы сегодня наблюдаем повсеместно.

Общество - это не люди за окошком, на улице, в телевизоре, в очереди к кассе пробить мюсли. На какое-то время мы испытываем зависимость от правил поведения в очереди, которая состоит из «группы товарищей». Благодаря этому стояние в очереди не превращается в штурм кассы. Но нужно ли для этого философское понимание «общества» и «свободы»? Маленькие дети познают эту зависимость на магазинных примерах.

Общество - это не люди за окошком, на улице, в телевизоре, в очереди к кассе пробить мюсли. На какое-то время мы испытываем зависимость от правил поведения в очереди, которая состоит из «группы товарищей». Благодаря этому стояние в очереди не превращается в штурм кассы.



Когда-то Мераб Мамардашвили жил в московской коммуналке. Друзья спрашивали его: Мераб, как ты живёшь со всеми этими алкашами, дебоширами, кастрюльными интриганами? Тот спокойно отвечал: «А с чего вы взяли, что я живу С НИМИ? Я живу с Платоном, Декартом, Кантом...». Это было ЕГО общество, и он был свободен от другого. Ведь его жизнью (и свободой) было философствование. Друзья это знали, но, похоже, недооценивали в контексте коммуналке. А в коммуналке как раз и надо мыслить, чтобы не стать ее «функцией». Как и «функцией», шурупчиком машины государства.

Обратите внимание: философ жил в коммуналке, точнее, был прописан в ней, но жил не с коммуналкой, потому что был свободен от нее. В том числе, в своем философствовании, даже если философствовать о коммуналке. Как говорил его друг Александр Пятигорский, философ имеет право мыслить, о чем угодно, лишь бы это было мышление. И где угодно. Даже в толпе. А коммуналка – объект, вызывающий разные мысли.

Мерам Мамардашивили был свободен с Платоном, Декартом, Кантом. Потому с ними и жил.

Мы знаем только «свободу от…» и «свободу для…», но их непременным условием является «свобода с…». Она возникает в общении. А общение складывается только меж теми, у кого есть общее - общее корень «дерева смыслов», или оно только выращивается, ищется. «Общение – это производство общего» - точная формула Вадима Петровского.

Да, общение – это поиск корней, родственности смыслов и взращивание их дерева. Это и определяет его круг. Прочее – «коммуникация», у которой нет круга. «Круг коммуникации» - так не говорят, говорят «круг общения». А коммуникация – это что-то размытое, рассеянное, куда попадает случайное, включая пары коммунальной кухни. Можно поневоле коммуницировать хоть с Вороньей слободкой, с теми, у кого у вас ничего общего нет и быть не может. Но и тут нужно быть острожным: у человека с развитым сознанием нет готового детектора «свой – чужой», как у животных, дикарей (включая современных) и автоматических устройств.

Мы живем только с теми, с кем свободны. А значит - мыслим. Это урок Мамардашвили.

Я тоже родился в коммуналке на Русаковке. Всего 2 комнаты. В одной - моя любимая семья, в другой - одинокая Ксения Дмитриевна, дворянка, дочь царского генерала, которая во мне души не чаяла, а я не вылезал от нее. Это было мое общество. Я, естественно, гулял во дворике, у меня были друзья, знакомился с самыми разными «обществами». Но у меня остались самые теплые впечатления от этого знакомства: ведь я был свободен от них. Кант появился позже, терпеливо поджидал на полочке.

Я был свободен со своей семьей, с Ксенией Дмитриевной, позднее с Кантом. Наверное, все-таки с дворовыми друзьями (дружба – это свобода), а, возможно, и с некоторыми русаковскими обществами. Скажем, с бабушками у фонтана в зеленом центре дворика (это было потрясающе уютно, мило и красиво). Иначе это было бы невыносимое детство, а мое было счастливым и свободным.

Там можно было молчаливо, а иногда и в разговорах, даже в детском оре уединиться в кругу у фонтана при наличии других людей. Ребенку легче, ему многое позволяют и не трогают. Покуда он не ищет «уединения» в грязной луже.

Другое дело – взрослый. Собрался уже уединиться, спрятаться, бывает (в жизни всякое бывает!), забиться, забыться и тут услышал дружный хор голосов: «Мы с тобой! Bceм сборочным цехом кривошипно-шатунных и кулисных механизмов имени 300 спартанцев!». Вот за это мы и любим нашу страну, которая не даст пропасть без всенародной поддержки! Правда, немножко устаем от этой поддержки. А там, где надо, действительно, поддержать, не всегда дозовешься.

Да, один в поле не воин. Просто присел. И второй тоже...

Не в каждом МЫ есть место вашему Я. Не каждое МЫ стоит впускать внутрь вашего Я. Иногда разумно заранее предупредить: «Я вам не МЫ». А не бездумно проваливаться сходу в социальные и психологические ЯМЫ. Соблюдайте гигиену Я. И деликатно научите этому детей. Переход «на МЫ» не менее свободен, сознателен и интимен, чем переход «на ТЫ». Когда говорят: «У нас так не принято», это еще не значит, что и «у вас», возможно, вы просто в гостях, и нужно подчиняться правилам гостевого поведения.

МЫ – это судьба, избирая МЫ, человек избирает судьбу. МЫ не навязывается, тем более, не поглощает Я, у которого возникает смысл найти и расширить себя в нем. Иначе, может сработать сценарий Сартра: ад – это другой, другие, чье-то отчужденное МЫ. «Страшно не жить во сне, страшно проснуться в чужом сне», предостерегал Мамардашивли. МЫ – это результат обоюдного, выношенного в мыслящем сознании согласия.

Мы состоим лишь из тех (того), кого (что) мы любим, и из тех, кто нас любит, даря нам то, что мы только полюбим. С кем мы мыслим, и тех, кто мыслит с нами. Прочее - просто «окружающая среда», вещи и люди среди вещей, но не мы.

Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Вариант «Зомби» (цитата недели)
20-09-2020
Вариант «Зомби» (цитата недели)

Когда общество или страна выпадают из истории и времени, то в ней появляются существа живоподобные и человекоподобные.
Приращение надежды. К дню рождения Мераба Мамардашвили
15-09-2018
Приращение надежды. К дню рождения Мераба

15 сентября 1929 г. в грузинском Гори родился Мераб Константинович Мамардашвили, мыслитель, друг моих учителей, с которыми он
Мераб Мамардашвили – мыслитель, рожденный историей
15-09-2012
Мераб Мамардашвили – мыслитель, рожденный историей

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх