Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Откройте Космос («Катарсис». P.S.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 305
  •  
    • 0

"А.Ф. сидел и работал. Вот, говорят, он столько сделал! Так потому, что он систематически работал, не то, что побегал, потом в последний день спохватился, что-то там накропал. Такого безобразия А.Ф. не терпел. Он был очень дисциплинированный человек. Когда я попала в этот дом – я тоже приучилась к дисциплине. Он не терпел никаких слез, просьб, жалоб. И я с юности - я в 22 года сюда пришла - тоже привыкла к этому. Он учил: «Все, что делаешь - надо делать аккуратно и внимательно»" - Аза Алибековна Тахо-Годи об Алексее Федоровиче Лосеве.

Сегодня 103-й День Рождения Азы Алибековны Тахо-Годи, филолога-классика и историка философии, спутницы Алексея Федоровича Лосева. Первый без нее: Азы Алибековны не стало 8 сентября. Она вспоминала: «Ничего со мной не будет, буду жить долго, долго, как задумала в детстве». В детстве она загадала – до 117 лет, в мемуарах говорит о 95 или 100. Вышло 102, до 103 не хватило меньше 2 месяцев. Детская задумка не сбылась, но срок из мемуаров превзойден. Так обычно и бывает в жизни. Но главное – сама ее жизнь.

Этот небольшой текст – в продолжение моей статьи «Катарсис», слова памяти А.А. Тахо-Годи. В нем то, что я хотел, но не успел сказать в этом слове.

Мы закрыли Космос, и в этом все проблемы (это было исторически неизбежно, но проблема остается). Космос - в античном, т.е. философском смысле. Закрыли, как закрывают небо, обычное небо над обычной землёй, например, крышей дома. В старину не только в храмах, но и в домах на потолке рисовали небесный свод.

А от того Космоса прикрываться крышей бессмысленно: там нет понятий «выше» и «ниже», только метафоры, придающие зримость (чаще видимость) незримому. А в этот и Илон Маск туристов пошлет. И то в условный - настоящий там, где ослабевает земная гравитация и начинается мощная бомбардировка частичками солнечной радиацией без заслонок. Матушка-Гея даже туда своих детишек не пускает, держа на гравитационных вожжиках. Абсолютно точен поэт Роберт Рождественский в тексте известной песни Давида Тухманова, которая так и называется «Притяжение Земли»: «Мы - дети галактики, но самое главное, мы - дети твои, дорогая Земля!». Хотя бы на Земле вели себя, как воспитанные дети. Потому даже в этот космос не пускает (о чем еще Циолковский предупреждал).

А из того Космоса родом античные греки. Космические туристы-герои на Земле, точнее, актеры-гастролеры на земной сцене. Откройте (в сознании) тот Космос - пустят и в этот.

Есть Космос и космос, их нельзя путать. Греки Лосева и Тахо-Годи знали только об одном. И им не нужно было этого различения. И особой рефлексии на предмет поиска своего места в мире. А Герой, исторический предок Личности наверняка знал свою Судьбу (она закон Космоса и даже выше Богов, которые тоже его исполняют), и ее исход – верную погибель. Ему незнаком риск, он не чувствует страха. Все предопределено, остается лишь героически действовать. И ему неведом выбор: действие или бездействие, который выпадает на долю его исторического потомка – Личности. Можно лишь придумывать сценарии действия с предрешенным исходом. В остальном – «без вариантов». Герой ничем не рискует, потом что нечем рисковать.

Рискует Личность. И жертвует. И жертвует непредсказуемо. Герой уже приходит в мир жертвой. Точнее, приносится в жертву – самой Судьбой, самой себе. Для Героя это – космически должное, иначе, он не нужен. А Личность сознательно исполняет свой «космический долг», в который превращает «страдательное», пусть самое героическое, жертвование. И переживает это не как жертву, а как естественную потребность исполниться, от слова «полнота». Обратите внимание: не потеря, не утрата жизненно важного, а обретение жизненной полноты при любом исходе. И ее Судьба принадлежит ей в той же мере, сколь и Космосу.

И Космос руками Богов, иных высших сил, начинает делать неожиданные «поблажки», снижая градус предрешенности. В той статье я уже приводил примеры: Одиссея почему-то отпускают домой, Прометей и вовсе бросает вызов Богам ради смертных, обманывает их, глумится над ним и, в итоге, становится чем-то вроде полубога. Грекам уже знакомо ὑπὲρ μοῖραν - «вопреки судьбе» и даже ὑπὲρ αἶσαν - «сверх судьбы», тогда как Герой повинуется Судьбе. Так готовится выход на историческую арену Личности. А «Личность – это Чудо», как писал А.Ф. Лосев.

Но впервые (об этом я тоже писал) личность появляется на сцене античного театра. И свидетельство о том – зрительский катарсис, очищающее переживание возвышенного. Ведь в обыденной жизни, как писал в одной статье Лосев, греки – носители «приземлено-рабовладельческого образа мира», «грубые материалисты». Все здесь, все можно потрогать, включая то, что нам кажется чудесами. Например, эйдосы – образы, которые отделяется от вещей, носятся в средиземноморском воздухе вместе с их видимыми сущностями, чтобы попасть в чувствилище человека. Куда уходят корни выражения: «идеи витают в воздухе»? …Чистый рецепционизм. По сути - та же страдательность, что и при исполнении Героем космического долженствования. А в театре через переживание катарсиса творится новое чувство, новое мироощущение, новое самосознание.

Собственно, в театре начинается подлинная душевная жизнь человека – его жизнь в качестве личности. Жизни души в духе, как сказал бы, Лосев. И не столько на сцене, сколько в театроне – на склоне возвышенности, где располагались места для зрителей. Хотя сама архитектура и планировка античного театра (орхестра, скена, проскений и др.) организовывалась как ее арена. Актеры и поныне иногда выходят на сцену через проходы между зрительскими рядами. В античном театре это было обычным ритуалом: актеры и хор заходили через пароды (проходы), как бы вовлекая в действо зрителя. С самого начала было ясно, откуда прибыл герой: если актер шел по левому пароду - значит из дальних стран, если по правому – из мест поближе. Это разные сценарии, разные истории, внутрь которых сразу погружался зрителей. Но ведь даже в околотке человек может встретиться со своей Судьбой. Это ведь околоток Космоса, а не административно-полицейский надел, где судьбы вершит какой-нибудь участково-околоточный, охранник или сторож с колотушкой. Это удивительно, это и постигается в чувствах через катарсис.


Аза Алибековна с Алексеем Федоровичем Лосевым и родным дядей (по маме) литературоведом, историком и археологом Леонидом Петровичем Семеновым у него дома в Кисловодске.


С театра начиналась античная психология. Аристотель написал «Трактат о душе» и «Поэтику» (где вводится представление о катарсисе) примерно в одно и то же время – ок. 335-334 гг. н.э. Студентам-психологам я рекомендую начинать чтение с «Поэтики», которая ничуть не менее, а в чем-то даже более «психологична», чем «Трактат о душе».

И, конечно, рекомендую читать Алексея Федоровича и Азу Алибековну. В том числе, и для того, чтобв разобраться, что творится в психологии. Не «рецептируется, а именно творится.

Откройте Космос. И Чудо в нем.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх