Фото Елены Воли
Классика, обращенная в будущее: в РАО прошла конференция к юбилею Александра Владимировича Запорожца27.11.202526 ноября в Российской академии образования состоялась научно-практическая конференция
«Мир детства Александра Запорожца: классика настоящего и будущего». Мероприятие, посвященное юбилею выдающегося ученого, собрало ведущих специалистов в области дошкольной психологии и педагогики для обсуждения актуальности его идей в современном мире.
С приветственным словом к участникам обратилась президент РАО, академик РАО
Ольга Юрьевна Васильева.«Александр Владимирович Запорожец оставил нам не только стройную научную теорию, но и эффективную практику дошкольного воспитания. Его завет – видеть в ребенке не объект воздействия, а уникальную, целостную личность, чье развитие нужно не ускорять, а обогащать – и сегодня служит главным ориентиром для всех, кто работает с детьми. Российская академия образования и по сей день опирается в своей работе на принципы, заложенные академиком Запорожцем», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.
Модератором пленарного заседания выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО
Сергей Борисович Малых.Ведущие ученые страны обсудили, как идеи основателя отечественной дошкольной психологии отвечают на вызовы современного образования. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАО
Александр Григорьевич Асмолов в своем докладе «Маг детской психологии: от содействия к смысловым образам мира в детстве и юношестве» раскрыл философско-методологическое значение трудов Запорожца для понимания современного детства. А.Г. Асмолов подчеркнул, что императив мотивационно-смысловой концепции детства Александра Запорожца – это переход от психологии воздействия и манипуляции к психологии содействия и сопереживания.
Профессор Московского института психоанализа и Московского государственного психолого-педагогического университета
Владимир Товиевич Кудрявцев и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика»
Николай Евгеньевич Веракса обратились к истокам развивающего дошкольного образования и методологическим основам детской психологии, заложенным А.В. Запорожцем, а профессор факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Александр Николаевич Поддьяков проследил преемственность научной линии «А.В. Запорожец – Н.Н. Поддьяков» в контексте исследования детского мышления.
Практическое применение идей А.В. Запорожца в современной медицине осветила руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, академик РАО
Светлана Борисовна Лазуренко, показав роль психолога в медицинском стационаре.
Спектр обсуждаемых тем был чрезвычайно широк: от психологии взросления в цифровую эпоху (профессор
Татьяна Давидовна Марцинковская) до проблем возрастного развития в контексте идей А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина (доктор психологических наук
Марина Анатольевна Степанова).
Выступление профессоров Кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета
Александра Леонидовича Венгера было посвящено овладению психологическими средствами как важнейшему направлению психического развития ребенка.
Заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов и заведующий Лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики
Юлия Анатольевна Разенкова обсудили гуманистическую концепцию амплификации развития ребенка и вопросы помощи детям с ОВЗ.
Особое внимание уделено новым исследовательским трендам, вырастающим из классической теории. Заведующий Кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО
Ольга Александровна Карабанова обозначила их теоретический фундамент, а сотрудник Лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития, здоровья и адаптации ребенка, член-корреспондент РАО
Регина Ильинична Мачинская представила нейрофизиологические исследования, развивающие представления о связи речи и произвольной регуляции.
Завершилась конференция блоком выступлений, посвященных прямой связи научного наследия А.В. Запорожца с современной образовательной политикой. Первый заместитель председателя Совета Всероссийской общественной организации «Воспитатели России»
Татьяна Владимировна Волосовец и научный руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Любовь Евгеньевна Олтаржевская рассказали о построении современной системы дошкольного образования и обретении личностного благополучия ребенком в цифровом мире.
Конференция наглядно доказала, что «классика» Александра Запорожца – это не архивный документ, а живой, развивающийся фундамент. Его идеи продолжают вдохновлять ученых и практиков, помогая строить будущее, в котором уважают природу ребенка и обогащают его развитие.
ВидеоСайт Российской академии образованияГалерея
Фото: Пресс-цент РАО, Елена Воля
На развитие сайта