Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Информация к разным размышлениям. Высшее образование - зона социального риска

  • Закладки: 
  • Просмотров: 681
  •  
    • 0

За посление 15-20 лет система высшего образования из "проявителя" общественного негатива сама превратилась в зону острого социального риска. На Западе это произошло намного раньше - еще в 60-е гг. прошлого века. То, что переживает сейчас Греция, для Запада достаточно привычно, поскольку подобное время от времени там происходит. У нас это может обернуться аналогичными последствиями, только в более разрушительной форме. Стремясь к "болонизации" высшей школы - которая в развитых странах оценивается очень неоднозначно и с существенными поправками на местную специфику, -  мы восприняли ее как тотальную "болванизацию" университетского образования. При этом, лишь разбередив социальные язвы, которые нуждаются в кропотливом и длительном лечении.   

В этой подборке материалов рассказывается о разных аспектах проявления социального риска в высшем образовании. Материалы отражают ситуацию, сложившуюся в разных странах, но характеризующую одни и те же мировые процессы.

Владимир Кудрявцев

   

Афины вновь охвачены беспорядками

Греческая столица после очень тихих новогодних праздников вновь охвачена массовыми беспорядками. На улицы вышли десятки тысяч человек. В основном, это студенты, несогласные с предложенной властями реформой образования. На центральной площади Афин митингующих встретили полицейские, и в них сразу полетели камни и бутылки. Стражи порядка ответили водометами и слезоточивым газом.

Дубинки, дымовые шашки, аресты - уже типичные кадры для некогда спокойной страны. Хотя начиналось все более чем мирно. Тысячи молодых людей стройными рядами прошли по центру города, протестуя против реформы образования. Однако вскоре десятки молодых людей в капюшонах вышли из толпы протестующих и начали закидывать стражей порядка камнями, палками и бутылками с зажигательной смесью. В ответ полиция применила слезоточивый газ и шумовые гранаты.

Столкновения продолжались несколько часов. По меньшей мере пять человек получили ранения. Прибывший спецназ произвел арест участников беспорядков. Были задержаны более шестидесяти человек - как студентов, так и преподавателей.

- Нас продержали в участке четыре часа без всяких объяснений. Будто мы какие-то террористы!

По традиции, бесчинствующая молодежь вновь использовала в качестве убежища территорию университета, куда по закону вход полиции запрещен. Впрочем, руководство самого учебного заведения открещивается от анархистов, устраивающих беспорядки и погромы в столице. "Я уверяю, что наши студенты и профессора проводят лишь мирные сидячие забастовки, - заявляет Константинос Мутзорис, ректор политехнического университета Афин. - Они не устраивают потасовок с применением насилия, не наносят ущерб. Люди же, которые в декабре укрывались на территории университета, пользуясь законом, они дискредитировали наш вуз. Однако у нас нет ничего с ними общего".

Произошедшие столкновения стали первым испытанием для нового кабинета министров Греции. На этой неделе премьер Костас Караманлис произвел перестановки в правительстве, пытаясь переломить сложившуюся в стране ситуацию. Однако похоже, что в этом году спокойствие в Греции вряд ли воцарится скоро.

www.vesti.ru

 На Украине абитуриентов собираются тестировать на способность к обучению в вузе

По сообщению газеты "Комментарии", этот тест , возможно, будет предложен выпускникам украинских школ в рамках независимого внешнего оценивания знаний наряду с обычными тестовыми заданиями. 

Об этом речь шла на недавнем семинаре-совещании в Министерстве образования и науки Украины. Создана рабочая группа, которая разработает задания теста и определит механизмы его внедрения. По мнению экспертов МОН Украины, новый тест поможет вузам эффективнее отбирать для себя будущих студентов, а также повысит так называемую прогностическую валидность уже существующей системы тестирования, когда для определении лучшего ученика (и абитуриента) используется механический подход — лучшим считается тот, кто просто набрал большее количество баллов. 

От себя добавим: действительно, существует проблема психологической (в том числе, интеллектуальной) готовности абитуриентов к обучению в вузе. На первый взгляд, вполне логично, что эту готовность правомернее по уровню развития способностей, а не сумме знаний и умений, которую он принес с собой к порогу вуза в школьном портфеле. Но, во-первых, психологам хорошо известно, что способности не только полноценно проявляются, но и формируются в той деятельности, осуществление которой они призваны обеспечивать. В данном случае это - обучение в вузе. До момента его начала можно говорить лишь о некоторых предпосылках таких способностей и оценивать именно уровень сформированности этих предпослылок, а не самих способностей. Очевидно, что подобная оценка может иметь лишь рекомендательный характер и ее нельзя считать основанием для вынесения вердикта о судьбе абитуриента.  Судя по всему, украинские эксперты это понимают.

Отсюда - два возможных негативных следствия в случае введения новшества. Первое - оценка способности сведется к "замеру" знаний и умений.  Второе - полная замена обучения в старших классах репититорством, на которое, не исключенл, придется потратить больше времени, чем год для поступления в вуз.

В МГУ предлагают увеличить число факультетов с собственными экзаменами 

«Мы бы хотели, чтобы больше факультетов получили право проводить дополнительные испытания, чтобы были другие критерии и другие возможности», — сказал Садовничий.

МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий предлагает расширить список специальностей, по которым университет может проводить вступительные экзамены.

«Мы бы хотели, чтобы больше факультетов получили право проводить дополнительные испытания, чтобы были другие критерии и другие возможности», — сказал Садовничий РИА Новости.

Правительство РФ в конце прошлого года утвердило список из 24 вузов, которые получили право при приеме абитуриентов в 2009 году не ограничиваться результатами ЕГЭ, а проводить собственные экзамены по некоторым наиболее популярным специальностям. В их число, в частности, вошли МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет (СпбГУ), МГИМО, Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Высшая школа экономики.

Больше всего вступительных экзаменов будет проводить СпбГУ — по 21 специальности. МГУ получил право проводить дополнительные испытания по восьми направлениям подготовки: математика, биоинженерия и биоинформатика, международные отношения, перевод и переводоведение, теоретическая и прикладная лингвистика, лечебное дело, антикризисное управление, государственное и муниципальное управление.

«К сожалению, установленным критериям удовлетворили только восемь специальностей из более чем 40. На самом деле, конечно, ряд факультетов хотели бы и готовы были проводить дополнительные испытания — это теоретическая физика, биология, информатика, генетика и другие. Но, к сожалению, критериям удовлетворили только эти», — сказал Садовничий.

Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов, главным критерием при отборе вузов и специальностей было число поступающих абитуриентов-отличников, а также ситуация, когда на каждое бюджетное место претендуют не менее двух выпускников с результатами ЕГЭ выше 80 баллов по каждому из предметов.

По мнению Садовничего, эти критерии могут быть пересмотрены. Он также опасается, что абитуриенты, которые поступят в МГУ лишь по результатам ЕГЭ, не смогут учиться в вузе.

«Это была моя позиция, и она остается, что такие факультеты, которые требуют особого подхода к изучению предметов, безусловно, требуют специального отбора. И я не думаю, что ЕГЭ способен отбирать таланты. Но мы рассчитываем на систему олимпиад, которая создана», — заявил ректор МГУ.

Он напомнил, что в 2009 году в России пройдут 120 олимпиад, победители которых смогут поступить в отечественные вузы без сдачи ЕГЭ.

«Мы надеемся в этом году попробовать отбирать способных ребят с помощью этой системы, с тем, чтобы по итогам года занять окончательную позицию. Все-таки, если бы не было олимпиад, это было бы большой ошибкой», — считает Садовничий.

По данным Рособрнадзора, форму дополнительного испытания будет определять сам вуз. Оно может быть как в устной, так и в письменной форме, а также в виде тестирования или собеседования. Испытание может быть только одно и обязательно только по профильному предмету. Баллы, полученные абитуриентами на дополнительных испытаниях, прибавляются к баллам, полученным во время сдачи ЕГЭ.  

www.news.mail.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Ошибка - это обращение с правилом на грани риска (цитата недели)
19-02-2017
Ошибка - это обращение с правилом на грани риска

"...Джаз многому учит. Он освобождает мышление музыкантов от закосневших догм и шаблонов. Джаз многое открывает и «разрешает»,
Система высшего образования: может, не трясти, может, лучше подумать?
21-06-2013
Система высшего образования: может, не трясти,

Информация к разным размышления. Коррупция в образовании: для вас, Петров...
20-08-2011
Информация к разным размышления. Коррупция в

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх