Цитаты из школьных сочинений на тему СССР
Пишут нынешние школьники.
«...Жила-была страна СССР. Она образовалась, когда в страну приехал Ленин. Народ сказал царю, чтоб он не правил, - и к власти пришел Ленин». (Юля Соколова)
«Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, легкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины одевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) - и тоже в галоши. Такая одежда была удобней всего, чтоб работать». (Вадим Худяков)
«У СССР был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. Красный цвет обозначал кровь, которую надо пролить, когда много работаешь. Дети ходили в красных галстуках, женщины на праздники всегда одевали красные платья, машины выпускали красного цвета, в домах были красные обои». (Имя зачеркнуто.)
«Все люди одевались одинаково. Существовала форма. В то время дети носили форму: девочки ходили в темно-коричневых юбках, блузках и красных галстуках, а мальчики - в темных брюках, белых рубашках и тоже красных галстуках». (Имя зачеркнуто.)
«Самыми счастливыми были те, кто жил в деревнях. У них было свое хозяйство, и они всегда могли зарезать и съесть свою свинью. А в городах люди всегда голодали...» (Имя не указано.)
«Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зеленой. Телевизоров у людей не было». (Дарья Ракова)
«В СССР управлял Ленин, который сейчас лежит в Мавзолее. Люди тогда работали на заводах и фабриках. Они делали бомбы, танки, машины, но не еду. Поэтому еды было мало. Для покупок люди пользовались талонами, а не деньгами, потому что денег у людей не было». (Юля Остроушко)
«Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Они приходили с работы и ложились сразу спать, потому что очень уставали на работе. Сны люди не смотрели». (Юля Остроушко)
«В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там люди встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежит мертвый Ленин. Советским людям очень нравилось на него смотреть». (Света Камынина)
«Советским детям с ранних лет говорили, что они должны учиться и работать, а играть совсем не надо. И дети не играли, а только учились и работали. Еще все дети одевались в одинаковую одежду. . . Хотя в принципе, мне кажется, это хорошо.. . В СССР были очень забитые дети». (Юля Остроушко)
«Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей». (Александра Мишахина)
«Люди все делали на воздухе: читали на воздухе, гуляли. Дома, когда они не работали, им нечего было делать. И поэтому они всегда гуляли. Для людей делали парки, люди были довольны». (Имя зачеркнуто.)
«Дни рождения отмечали скромно, Новый год тоже не особо. . . Самый главный праздник был праздник труда. .. А сейчас больше нигде нет такого праздника - День труда». (Юля Соколова)
«В СССР жило больше всего людей (три четверти населения мира). . . И все эти люди постоянно работали. СССР был самой богатой страной, хоть люди здесь и голодали. Естественно, другие страны завидовали СССР. . .» (В. Скосырева)
«СССР победил в войне, потому что в этой стране были более трудолюбивые люди. Немцы лентяи - и поэтому проиграли». (Имя не указано.)
«...война началась в 6 утра, и первым делом полетели самолеты. В СССР тогда все спали и не были готовы к войне. Поэтому немцы в тот же день почти дошли до Москвы, но русские все-таки отбили атаку и выиграли войну. После войны было много убитых, а также героев. В лесу были сбитые самолеты и танки, а в речке можно было найти водородную бомбу, а глубоко под водой валялись минометы убитых немцев. Все мальчики после войны искали в лесу оружие. Все хотели тоже быть героями и думали, что скоро снова будет война». (Игорь Полещук)
«СССР... Они жили бедно, но мысли у них были богатые». (Дарья Ракова)
«. . .Там, в СССР, жили очень цивилизованные люди. У них были хорошие работы (интересные). Они не выражались оскорбительными словами. Они помогали друг другу, не отнимали, не жадничали. Мы отличаемся от них. Они отличались от всех людей на планете. . .» (Дарья Сусанина)
«Простые люди жили в неотопленных квартирах, потому что все тепло себе забирали чиновники. Люди получали мизерную зарплату, но при этом оставались честными. . . не знаю даже почему. . . советских людей никто в мире не понимал и не понимает». (Маргарита Едемская)
«У моего дедушки осталось много медалей. у него целая коробка орденов! Дети одевались в то время очень плохо и еле-еле добывали деньги, чтобы прокормиться. И даже при такой ситуации люди хотели помогать друг другу. А потом все изменилось, и СССР не стало. Люди теперь не хотят работать и помогать друг другу. А те, кто жив до сих пор, они чувствуют себя очень грустно. Моя бабушка сейчас живет в Краснодаре, как и дедушка. Они постоянно вспоминают про СССР и всегда одиноки. Дедушка выступает на Первое мая, а когда летом приезжал в Москву, то водил меня в Мавзолей. Я очень горжусь им». (Игорь Мельниченко)
Комментарий Владимира Кудрявцева
Многое здесь способно вызвать улыбку. Но почему-то не хочется улыбаться и отправлять это в рубрику «Перлогогика». Удручает даже не незнание детьми фактов совсем недавней истории. Просто в ученических пассажах узнаются «переработанные» детьми обрывки исторической памяти, осколки исторического сознания взрослых. Эта память у них и в самом деле - обрывочна, а это сознание - осколочно. С мировоззренческой кашей, сваренной в голове из этих обрывков и осколков, нынешние взрослые принимаются воспитывать подрастающие поколения.
Нет-нет, кто-то из старших в семье со светом в глазах вспомнит про колбасу за 2.20 и профкомовские путевки на море. Он может сознавать условность, относительность этих благ, не забывая и о руководящей всеми и направляющей каждого костоправской воле партии. Или о железном занавесе, который отрезал советского человека от всего мира, а страну превращал в начиненную оружием геополитическую резервацию. Или о чудовищной, унизительной бедности, которой не замечали лишь из-за отсутствия (скрытости) тех вопиющих контрастов, что мы наблюдаем в обществе сейчас. Но ребенку-то ближе колбаса и цена на нее, из потока воспоминаний старших он выхватывает прежде всего это. Можно, конечно, попытаться рассказать ему, что всякое разное бывало. Но, как и почему это разное уживалось друг с другом внутри одной эпохи, объяснить намного сложнее. Для начала взрослые должны сами попытаться объяснить это себе.
Вот только хорошее запоминается лучше, а плохое вытесняется или смягчается в воспоминаниях – это показывает повседневный опыт и доказывает Зигмунд Фрейд. Тем более, если они соседствовали на одном отрезке времени. И исходили из одних и тех же рук. А чем дальше мы уходим от советских времен, тем больше будет помниться про колбасу и меньше - про очереди за ней. Так что, память винить не стоит. Большие вопросы вызывает мышление, которое возводит доступность колбасы в универсальный принцип исторической оценки.
Да, СССР как социально-исторический феномен по-прежнему является трудным орешком для понимания. Особенно, когда на кусочек его истории приходится важная часть личной биографии, и возникает дополнительная задача – соотнести одно с другим. Где-то отделить зерна от плевел, а где-то, наоборот, «большое понять через ерунду» (В.Маяковский). Мало кто из взрослых, даже с высшим образованием, способен осилить решение этой задачи. Что там – пасуют специалисты-историки! До сих пор сколь-нибудь внятная – про полноту не говорим! - объективная оценка советскому периоду истории не дана. А мы хотим получить ее от детей…
Один ныне покойный друг нашей семьи рассказывал о том, как его старший брат, возвратившийся из лагерей, плакал, узнав о смерти Сталина. Наш друг спросил брата, почему он рыдает, когда, по идее, должен был бы ликовать? На что тот ответил: «Дурак, это – конец великой страны!». Старший брат был мудрым человеком и не питал иллюзий по поводу вождя, который-де просто не знал (ему не доложили) о том, какая несправедливость приводила людей в ГУЛАГ. Сталина, да и весь его режим, он оценивал верно. Просто он понимал и другое: в этом обществе одно всегда достигается за счет принесения на алтарь другого. И сегодня, чтобы разобраться в этом, нужно именно понимание, мышление, а не идеологические штампы из школьных учебников, пришедшие на смену советским. А разобраться необходимо, потому что и в современном мире, все по-прежнему продолжает существовать только ценой – теперь уже рыночной - отказа в существовании другому. «Не плакать, не смеяться, но понимать» - это заповедь великого Спинозы применительно к данному случаю звучит более, чем уместно. А взрослые в основном «плачут» или «смеются», видимо, рассчитывая на то, что труд понимания проделают за них последующие поколения.
Вчитайтесь еще раз в детские суждения. При всей своей рыхлой поверхностности они достаточно жестки, категоричны. Это – не только «подростковый максимализм». Угадывается взрослая уверенность в истинности своих вердиктов по отношению к тому, что остается открытой проблемой, к осмыслению которой мы только сейчас и можем по-настоящему приступить.
Похоже, уроки советской истории детям придется пройти заново. И взрослым – вместе с детьми. Оставив за порогом идеологический пафос и ностальгические настроения. Пройти путем исследования.
И, может быть, для начала стоит ответить себе на вопрос: почему любимые бабушка и дедушка чувствуют одиночество в этом неуютном для них мире, хотя заслуживают уважения и гордости - не только внучьей? Ведь это в значительной степени – «исторический» вопрос.
На развитие сайта