22.04.2009, 15:34
Инициатор обращения - Общеросское движение "Образование для всех" (ОДВ)
Уважаемые представители федеральной власти! Уважаемые коллеги! Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам по вопросу исключительной важности. В текущем году вступил в силу Федеральный закон № 17-ФЗ об обязательном введении единого госэкзамена (ЕГЭ). Эта тема буквально расколола образовательное сообщество и граждан страны.
Активно протестуют родители и старшеклассники, академики и учителя. Многие выдающиеся педагоги называют ЕГЭ «дрессировкой» в образовании и даже «государственной глупостью». Школьники по собственной инициативе собрали в Интернете тысячи подписей против ЕГЭ, родители обратились в Верховный Суд, а депутаты двух фракций Госдумы – в Конституционный. Президент страны неоднократно и публично требовал от Министра образования и науки нормализации положения.
Мы признаём: для некоторых выпускников из села и малых городов ЕГЭ – это дополнительный шанс продолжить образование в «продвинутых» вузах. И этот шанс должен быть сохранён.
Но мы не можем не видеть и другого: большинство обещаний и надежд, связанных с ЕГЭ, рухнули, как карточные домики. При этом потенциальный вред от него многократно превышает возможную пользу.
Вопреки обещаниям, ЕГЭ не покончил с коррупцией, но лишь перенёс её на другой уровень. По мнению большинства родителей, подготовка детей к ЕГЭ оказалась значительно дороже, чем к традиционным экзаменам.
ЕГЭ не снизил психологических перегрузок: современные выпускники сдают экзамены в условиях небывалого прежде стресса.
ЕГЭ не решил проблемы объективности оценки знаний и качества работы педагогов. Превращать его в главный критерий оценки такого качества – всё равно, что измерять температуру тела спидометром. Что же касается внешней независимой оценки знаний, то она вполне достижима и при традиционной (нетестоподобной) форме заданий: достаточно отдать письменные работы на проверку другим учителям или пригласить в школьные комиссии представителей вузов и органов управления образованием.
Мы приветствуем решение законодательной и исполнительной властей, которые позволят, минуя ЕГЭ, поступать в высшие и средние специальные учебные заведения:
– победителям олимпиад;
– лицам с ограниченными возможностями здоровья;
– получающим второе высшее образование;
– получающим высшее образование на базе среднего профессионального по сокращённым программам;
– иностранцам;
– тем, кто получил среднее образование до 2009 г. – но только на вечернюю и заочную формы обучения.
Однако этого недостаточно, ибо при желании поступить в ссузы или вузы вынуждены будут сдавать ЕГЭ:
– выпускники школ, учреждений начального профессионального образования (НПО) и ссузов прошлых лет – на очную форму обучения;
– военнослужащие, заканчивающие службу по призыву;
– выпускники вечерних (очно-заочных) школ.
С учётом того, что все они не готовились к ЕГЭ, их шансы успешно сдать вступительные испытания в такой форме минимальны.
Если принять в качестве средних экспертные оценки, с которыми согласился министр образования и науки А. Фурсенко, около 100 тыс. выпускников школ 2009 года не получат аттестатов и не смогут продолжить образование нигде, кроме учреждений НПО на базе 9 классов. Трудоустроиться без документа об образовании они не смогут вообще. Потенциально же права на профессиональное образование лишатся многие миллионы взрослых людей, давно окончивших школу. Тем самым ЕГЭ безусловно затормозит движение России к «обществу знаний».
Мы убеждены: намерения повысить качество образования путём ограничения образовательных прав граждан абсурдны. Они крайне вредны для развития инновационной экономики, а в эпоху кризиса вредны вдвойне. Во всём мире в подобных ситуациях доступ к образованию расширяли, а не ограничивали. Попытка изобрести доморощенный «велосипед» в таких условиях таит в себе опасность социальных потрясений, что подтверждается опытом Франции и Греции. Молодые люди, не имеющие работы и лишённые возможности учиться, – это потенциальные преступники или члены антисоциальных группировок.
Мы предлагаем:
Лучший выход – сделать ЕГЭ добровольным. Это позволит сохранить его немногочисленные достижения и ликвидировать многочисленные пороки. Добровольность ЕГЭ никого не лишает прав, но для всех расширяет возможность выбора.
Всех, кто поддерживает наше обращение, призываем его подписать, а также самостоятельно обращаться к Президенту России, Председателю Правительства и руководителям палат Федерального Собрания Российской Федерации в поддержку добровольности единого госэкзамена.
Сохраним для наших детей и молодёжи право выбора!
ЕГЭ должен стать добровольным!
Образование – для всех!
Если Вы поддерживаете это обращение, свою подпись под ним Вы можете поставить, написав по адресу: odv2005@mail.ru
На развитие сайта