Для кого-то он являлся воплощением официоза - автором двух гимнов СССР и гимна России. Но ведь и у них было детство, в котором им читали прекрасные детские стихи Сергея Михалкова. Читали не партийные руководители, а любящие мамы и папы.
Читали, в том числе, стихи про дядю Степу. Кто-то опять скажет: Михалков в духе советской мифологии отлакировал этот образ. Да, дядя Степа был мифом. Но мифом - собирательным, в котором присутствовали лучшие черты и черточки реальных - по-настоящему взрослых людей. И для детей становилась притягательной такая взрослость - они испытывали к ней доверие и невольно примеряли на себя. А те, кто читал им эти стихи, столь же невольно стремились хотя бы немного равняться на дядю Степу. В какие бы конфликты с реальностью это потом не входило, что-то доброе оседало в душах детей и взрослых. И именно это доброе помогало им в той или иной форме выдерживать напряжением этих конфликтов, справляться с ними. Что может осесть в душах при знакомстве с аморфными фантасмогориями, а то и вовсе патологическими образами взрослости, которыми изобилует современная детская литература, догадаться несложно. Конечно, взрослые и взрослость нынче другие. Но не настолько, чтобы в них было до конца уничтожено все человеческое, которое так нужно детям. Включая то, что олицетворял дядя Степа.
"Официозный" Сергей Михалков придумал "Праздник непослушания" и много другого веселого и остроумного. Ибо до конца жизни был очень "живым" человеком. Могу засвидетельствовать это, т.к. неоднократно встречал его в стенах Российской академии образования, где он состоял действительным членом. Такое же впечатление о нем вынес год назад и мой сын на презентации нового "Фитиля". Он был удивлен, узнав, что Михалкову уже 96 лет.
Современным детям явно недостает той радости, которую призван излучать образ взрослости, - образ их собственного будущего. Сергей Михалков дарил детям именно такие образы. И уже этим заслужил самую добрую о себе память.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта