Величайший (в данном случае без преувеличения – величайший!) актер, выдающийся режиссер, подвижник детского кино, на котором оно фактически держалось. . . Ролан Антонович Быков был из тех, для кого не просто не было маленьких ролей – самая «компактная» роль позволяла ему максимально раскрыть свой фантастический дар. Не хочется прибегать к банальным иллюстрациям, но сразу вспоминается Скоморох из «Андрея Рублева» Тарковского. Но, может, кто-то вспомнит и стирающую старушку из быковского же фильма «Внимание, черепаха!» - наверное, первой советской ленты, которая заставляла детей и взрослых думать об одних и тех же вечных человеческих вопросах. И этим – объединяла уже начавшиеся разобщаться миры: взрослый и детский.
В детское кино он пришел не от хорошей жизни. Ему, по существу, запретили снимать взрослое. Погоревав немного, он принялся творить шедевры. …Песенку про «нормальных героев» из фильма «Айболит-66» до сих пор знают все поколения страны.
С ним дружили мои учителя Э.В.Ильенков и В.В.Давыдов. А Василий Васильевич даже настоял на том, чтобы Ролан Антонович вошел в круг учредителей Российской академии образования. Кстати, первоначально РАО, академиком которой являлся Быков, задумывалась Давыдовым (и некоторое время существовала) как Академия образования и культуры. Давыдов прекрасно понимал, кто прежде всего должен представлять в ней культуру. . .
Ролан Антонович не то, чтобы, подобно своему герою Бармалею, «не любил всяких докторишек». У него просто не было времени на них, точнее – на себя. Он жил в деле и людях, к которым, правда, мог быть достаточно жесток. Жил ради улыбок миллионов детей. Будь он внимательнее к себе, возможно, смог бы отметить этот юбилей. Через 11 лет образовавшаяся на его месте пустота по-прежнему зияет. Его бесконечно не хватает детям и взрослым.
На развитие сайта