Богатство и бедность - не социальные, а психологические категории. У многих "бедных-но-гордых" (т.е. те, кто своей бедностью гордятся и выставляют её напоказ) вызывает отвращение то, что я, например, путешествую, не имея с этого денег. Или хожу в кафе. Или езжу автобусом, а не электричкой только потому, что мне так удобнее.
И если бы это была зависть - было бы слишком просто.
Мне кажется, ключевая особенность "бедных" - в том, что независимо от того, что они делают, их действия ВЫНУЖДЕННЫЕ.
Один и тот же человек ВЫНУЖДЕН ездить поездом, так как у него нет денег, а чуть позже уже ВЫНУЖДЕН летать самолётом, так как у него нет времени. Они вынуждены тратить деньги на шмотки и мобильники, так как иначе на них будет стыдно смотреть. Они никогда не объясняют свои действия "не хочу" - только "не могу", всегда трагическим голосом а ля Рината Литвинова объясняя, сколько у них причин чего-то не делать.
Они очень редко, предъявляя претензии к кому-то, говорят "я" - почти всегда говорят "МЫ". Не "ты мне мешаешь", а "ты людям мешаешь", не "я устал от твоих выходок", а "кривляется тут, а НАМ, понимаешь, на него смотреть!". Не потому, что они так радеют за окружающих, а потому что боятся брать на себя ответственность чего-то хотеть.
Эти люди считают "справедливым" только то, что делается не по своей воле. Признают только ненавистную работу (ведь по крайней мере в Москве найти работу "для себя" не так уж сложно - хотя и не совсем запросто, конечно). Иными словами, стремятся на протяжении всей жизни быть ЖЕРТВОЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. В том числе и в ситуациях, когда надо предать, отвернуться, а может быть - украсть, убить. . .
Ведь "блатной кодекс" - это та же самая психология, возведенная в квадрат: "Он наскочил на мой бандитский нож / Мне было Сашку жаль - НО ТАК УЖ ВЫШЛО".
Им отвратительна та жизнь, которой я живу вовсе даже и не от зависти. Нет, звериный гнев у "быдла" (хотя не все "бедные" - быдло, много людей просто по-человечески добрых и мирных) вызывает именно то, что я смею проявлять СВОБОДУ ВОЛИ. По той же причине меня всегда тепло и с пониманием встречали казаки - и никогда казаки не записывали меня в "богатые". Чаще наоборот - в "бедные".
Можно называть эту психологию как угодно: рабская, нищенская, плебейская - но суть не меняется. И самое ужасное: это не "стремление вверх" - это вполне чёткое и последовательное СТРЕМЛЕНИЕ ВНИЗ. Туда, где не надо будет отвечать за себя.
К этому я бы добавил только одно. "Стремление вверх" - это труд, ответственность и риск. И те, кого автор метафорически называет "бедными", едва ли изберут этот вектор, даже ради обретения "богатства свободы". Им она не нужна, ибо "не подъемна" для них. Но в равной степени не нужны и те, кто этим "богатством" обладает. Ибо его обладатели - немой укор их нежеланию и неспособности быть свободными, ставящий под вопрос смысл их существования в форме "стремления вниз". Прежде всего - перед ними самими. Зависть - это всего лишь трансформированный страх сказать правду о себе самому себе.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта