Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Негосударственные школы смогут претендовать на государственное финансирование

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 090
  •  
    • 0

08 Февраля 2010

Участники слушаний в Государственной думе РФ рекомендуют Министерству образования и науки РФ облегчить существование негосударственных общеобразовательных учреждений. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 8 февраля в ходе парламентских слушаний в Госдуме, на которых шла речь о законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности, участники также рекомендовали региональным заксобраниям принять соответствующие региональные нормативные правовые акты, касающиеся бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений и обратить внимание на возможности использования механизмов льготного налогообложения образовательных учреждений для развития системы общего образования. Это необходимо для того, чтобы у россиян было больше свободы в выборе необходимой школы, отмечали эксперты.

Глава комитета Государственной думы РФ по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия") обратил внимание на изменения, которые в ближайшее время ждут государственные и муниципальные школы. "Эти изменения, облегчают, в том числе, и решение вопросов связанных с доступом негосударственных общеобразовательных учреждений к бюджетному финансированию", - подчеркнул парламентарий.

Балыхин напомнил, что комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", касающийся расширения самостоятельности государственных и муниципальных школ. "В нем закрепляется их переход от сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. И это приближает их по условиям деятельности к автономным учреждениям", - добавил парламентарий.

В то же время, сообщил глава комитета Госдумы, поддержав законопроект, комитет в своем заключении обратил внимание правительства РФ на необходимость срочного утверждения научно обоснованных нормативов государственного финансирования обучающегося, отражающих затраты в зависимости от уровня образования, профиля специальности, требующегося оборудования, эксплуатационных затрат и т.д.

Григорий Балыхин напомнил, что в законе РФ "Об образовании" изначально была закреплена норма, в соответствии с которой финансирование образовательных учреждений должно осуществляться по нормативам, определяемым по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося. В то же время, нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений начало активно внедряться лишь в последние годы, сказал Балыхин. Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения государственного задания должен окончательно завершить этот процесс, отметил глава комитета. "При этом будет в полной степени реализовываться принцип - деньги следуют за учеником. И такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами", - заявил Балыхин.

Григорий Балыхин также привел данные, в соответствии с которыми в России действует около 700 частных общеобразовательных учреждений, в них обучаются около 70 тыс. человек, что составляет 0,5% всех школьников.

После принятия 122-го закона, так называемого "о монетизации льгот", финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили льготу, устанавливающую на федеральном уровне их освобождение от уплаты налогов, в том числе платы за землю.

Григорий Балыхин подчеркнул, что отмена на федеральном уровне регулирования вопроса финансирования частных школ, не означала запрета на предоставление соответствующих мер поддержки на уровне субъектов РФ, поскольку вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования были отнесены к компетенции субъектов РФ. По этим вопросам субъекты РФ и органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Нижегородской и Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, сказал Балыхин. Он привел данные, в соответствии с которыми в 2009 году в 14 регионах выделялись бюджетные средства на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, имеющих государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются, сказал глава комитета.

Отметим также, что среди рекомендаций участников слушаний - просьба Минобрнауки ускорить разработку законопроектов, уточняющих права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ общего образования за счет бюджетных средств, а также законопроектов, снижающих финансовую нагрузку на образовательные учреждения при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

В последние 8-9 лет количество негосударственных общеобразовательных учреждений колеблется от 653 до 726 с контингентом обучающихся от 63,5 до 72,3 тыс. человек, что составляет соответственно 0,97 - 1,28% и 0,33 - 0,49% от государственного и муниципального секторов общеобразовательных учреждений. При этом наблюдается, хотя и небольшой, но прирост указанных показателей, отмечается в материалах к парламентским слушаниям.

www.regnum.ru

 

 

Негосударственные школы смогут претендовать на государственное финансирование В первой половине 90-х гг. мощное развитие системы негосударственного образования в России  стало возможным во многом благодаря его государственной поддержке. С начала второй половины поддержка стала потихоньку сворачиваться. НОУ закрывались одно за другим, будучи не в состоянии оплачивать аренду помещений. Альтернативные пути сохранения условий для осуществления образовательного процесса, например, такие, как открытие НОУ своих классов в государственных школах, удалось изыскать далеко не всем. Давили и другие расходные статьи, что вкупе перекрывало саму возможность для ведения НОУ полноценной образовательной деятельности. Некторые из тех, кто приобрел в собственность помещения для ее ведения (в начале 90-х сделать это было достаточно легко), быстро поняли, что много выгоднее сдавать эти помещения в аренду или как-то иначе использовать их в коммерческих целях, далеких от образования.   

Система негосударственного образования, по сути, начала разваливаться. Дело доделал уже в новом столетии печально известный ФЗ № 122, на который ссылается Г.Балыхин. С этой точки зрения, рекомендации участников слушаний являются весьма актуальными. Ведь, помимо конституционного права граждан на получение образования в его разных формах, российским негосударственным образованием - невзирая на его многочисленные проблемы и трудности - накоплен и очень ценный опыт, который может и должен быть использован в целях инновацинного развития отечественной образовательной системы в целом (см., например:  Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития //  Дошкольное воспитание. 1997. № 7).

Вместе с тем, нужно осознавать, что обеспечение государственной поддержки НОУ неминуемо предполагает и усиление государственного контроля результатов его деятельности. Думается, что применение в НОУ тех форм контроля, которые используются при оценке образовательного процесса в ГОУ, - далеко не лучший вариант. Тем более, что и ГОУ вместо обеспечения реального качества образования порой вынуждены "притягивать" не только результаты образовательного процесса, но и сам этот процесс к контрольным показателям. Тогда как они его качества попросту не фиксируют.

Владимир Кудрявцев

    

 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Медведев подписал закон о госфинансировании частных школ и детсадов
29-02-2012
Медведев подписал закон о госфинансировании

Дан старт обсуждению проекта закона «Об образовании в Российской Федерации»
27-09-2010
Дан старт обсуждению проекта закона «Об

23 сентября в Москве, в Современной гуманитарной академии по инициативе Комитета Совета Федерации по образованию и науке прошли
Рекомендации слушаний на тему «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» в Госдуме РФ
13-02-2010
Рекомендации слушаний на тему «О законодательном

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх