Сегодня ночью ушел из жизни выдающийся российский ученый, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластенин. Настолько блистательный организатор, что этого не смогли не заметить и назначили его, 27-летнего, проректором пединститута в Тюмени, не по "партийно-комсмольской линии", а по деловым качествам, - факт немыслимый в советские времена.
Без преувеличения - Учитель российской педагогики. Человек, на котором держалось качество современной педагогической мысли. Равно как - и качество педагогического образования: для него он сделал больше, чем кто бы то ни было.
А еще он создал экспериментальное отделение педагогики и психологии на педагогическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина, первыми студентами-"испытуемыми" которого стал наш курс. По сути, был задан новый, беспрецедентный образец психолого-педагогического образования, без которого оказались бы невозможными все дальнейшие подвижки в этой сфере, принявшие со временем характер мощного движения. А к своим "испытуемым"-питомцам, как и к последующим поколениям студентов Виталий Александрович относился исключительно по-отечески. Без сюсюканья (бывал и жесткими, жестоким - никогда), просто безоговорочно руководствуясь интересами студента и безотказно помогая. Его и звали - "Папа". . .
Последний раз "Папа", остававшийся столь же деятельным, сколь и отзывчивым, помог мне пару лет назад. Тогда мы благодаря ему открыли у нас в Институте психологии им. Л.С.Выготского магистерскую специальность по социальной работе. Родители - это еще и те, на чью помощь можешь рассчитывать спустя многие годы, рассчитывать - всегда, уже когда другие ждут твоей.
Виталий Александрович не дожил всего трех месяцев до своего восьмидесятилетия, которое он должен был отметить 5 сентября. . .
В.А.Сластенин писал и даже публиковал свои стихи, а иногда на лекциях читал их студентам.
Что значит жизнь - взмах птичьего крыла
Иль поцелуй, дарованный украдкой,
Извечная борьба добра и зла,
Страстей жестоких яростная схватка?
Одни едва влачат свой долгий век,
Другие время прожигают праздно.
Жизнь многолика, как и человек,
И, как и он, она многообразна.
Летят года, превратностей полны,
И не успеешь оглянуться даже,
Как дни твои давно уж сочтены,
И у порога смерть стоит на страже.
И некому подать тебе свечу,
Чтоб мог ты к солнцу высветить дорогу,
И самому искусному врачу
Не исцелить в душе твоей тревогу.
И некому тебя заворожить
От хвори и от всяческих напастей.
Так что же делать? Просто надо жить.
И жизнь свою ценить, как ценят счастье.
Жить так, чтоб не погас огонь в крови,
О том, что не сбылось, не сожалея,
И славить жизнь, коль от твоей любви
Кому-то стало чуточку теплее.
Светлая память.
На развитие сайта