Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор института возрастной физиологии:
"Нулевой класс - это фактически законодательное закрепление того, что сегодня уже существует в виде дошкольных гимназий, в виде различных форм "предшкольного" образования. Нулевой класс - это подготовка ребенка, учитывающая его индивидуальное развитие. Занятия максимум по 35 минут и всего 3 часа, что целесообразно. Преподаватели в таких классах должны быть только те , которые прошли специальную подготовку. Это могут быть и воспитатели и педагоги. Вариативное образование - это не "вариативные" классы, как это себе представляют многие, это - индивидуальная программа для школьника."
Источник: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/1031.html
Итак, Марьям Моисеевна без боя отдает пятилеток в школу... Но уместна ли ее решительность? Во-первых, позволим себе усомниться в том, что подобное решение находится в компетенции пусть и весьма квалифицированного физиолога, каковым является уважаемая коллега, и даже целого института таких квалифицированных физиологов. Очевидно, что воспрос может решаться лишь совместными усилиями психологов, педагогов, физиологов, медиков, практиков образования, управленцев, широкой родительской общественности. "Вердикты", вынесенные иным путем, - как минимум, безответственны. А, во-вторых, кому как не академику РАО М.М.Безруких, не знать о результатах обследования шестилеток (не пятилеток!), которые в начале 1980-х гг. в экспериментальном порядке сели за школьные парты, - обследования, в котором, кстати, основное участие принимал возглавляемый ею ныне институт? Это обследование выявило критический рост детской заболеваемости, многочисленные психофизиологические проблемы у детей. Тот эксперимент провалился...
Впрочем, думается, в нынешней ситуации все выглядит куда прозаичнее. Дело в том, что физиолог М.М.Безруких уже давно работает за психологов и педагогов (в которых РАО, видимо, испытывает острый дефицит). Она создает рабочие тетради для детей, методические рекомендации и т.д. А введение "предшкольного образования" открывает новые рынки сбыта уже имеющейся продукции, светит получением новых госзаказов...
Еще несколько месяцев назад я предположил, что скоро найдутся представители науки, которые с готовностью примутся за реализацию абсурдной идеи Министерства образования и науки. В данном случае сбывшийся прогноз вызывает у меня лишь чувство профессиональной неловкости.
На развитие сайта