Я получил личное письмо из Венгрии от читательницы, пишущей под псевдонимом Лакатош, моего друга и коллеги, музыкального педагога, которое она написала под впечатлением знакомства с материалами данного сайта, посвященными проблемам обучения шестилетних детей и перспективе введения так называемого "предшкольного образоования". С любезного согласия автора привожу (без комментариев) фрагменты этого письма, поскольку они, на мой взгляд, представляют интерес для широкого круга наших посетителей:
[i] "…Наблюдая, так сказать, изнутри проблемы начального образования пятилеток и шестилеток в Венгрии, могу сказать, что перевод на обучение с 6, а теперь и с 5 лет привел к повальному росту количества детей, страдающих дизлексией, уровень усвоения знаний катастрофически понизился, темпы овладения письмом и чтением настолько плохие, что принято решение с первого сентября этого года увеличить нахождение в начальных классах еще на два года. У нас теперь классы называются так: нулевой, ЕК-1 (то есть, сокращение от первых букв венгерских слов "подготовительный первый класс") и 1 класс.
И куда мы пришли, спрашивается? Так что, хотя бы вы не повторяйте те глупости, которые мы уже совершили, и избегайте наших ошибок! Это серьезно!
В среде детей, начинающихся учиться с 5 лет, вообще повально распространены неврозы, дети много болеют, раздражены, и большинство из них совершенно инфантильны. Я знаю это потому, что ко мне тоже приходят учиться дети в 5-6 лет. Но странное дело: в период между 6 и 7 годами происходит нечто такое... и маленький человечек становится намного зрелее. И в это время намного эффективнее усваивает новые знания, осознает себя гораздо лучше. Так что я больше люблю заниматься с ребенком, уже достигшим 6,5 лет. А с пятилетним - тут еще зависит от того, ходил ли он в детский сад. Обратила внимание, что почему-то пребывание в детском саду сильно отупляет большинство детей (или это ТАКОЙ детский сад?). А вот "домашний" ребенок еще сохраняет свою природную любознательность и желание познавать новое через игру.
И лучше всего, насколько я наблюдала, обстоит дело с музыкальным образованием (говорю только о музыкальном образовании) в Хельсинки, в десятилетке при консерватории (по крайней мере, два раза в год в Венгрии проводятся курсы мастерства "Разноцветные струны", посвященные методике музыкального образования). Там игровые занятия с детьми не два раза в неделю, как у нас, а каждый день. Ну и правильно! Например, когда меня записали в музыкальную школу в первый класс, то уроки по расписанию тоже были два раза в неделю, но учитель сказал мне приходить в школу каждый день после уроков, и просто слушать старших учеников. Что я с удовольствием и делала. В очень большом классе был один уголок, в котором были мягкие игрушки, и там всегда тихонько играли 2-4 детей, при этом они слушали игру старших учеников, но как бы это было неким фоном. И представь себе, что запоминалось очень многое - и то, как нужно извлекать звук, и то, какие ошибки допускал ученик, и то, как эти ошибки исправлял мой первый учитель.
Я думаю, что обучение детей с 5-6 лет действительно приводит к таким сложным проблемам, которые через несколько лет расхлебывать будет гораздо сложнее, это факт!"
На развитие сайта