Главным героем замечательной книги известного логика и историка науки Имре Лакатоса «Доказательства и опровержения» является воображаемый Учитель, который ведет на уроке диалог (дискуссию) со своими Учениками. Вместе они ставят своеобразный мысленный эксперимент над историей математического познания.
Вот Учитель обращается к Ученикам: мы нашли свойства многогранника и увидели, что они целиком удовлетворяют теореме Эйлера? Вы утверждаете: теорема Эйлера - универсальна? Так давайте же просверлим в многограннике туннель и посмотрим, что получится. . . В классе - раздрай и паника: уже доказанная и приложенная к многочисленным примерам теорема, казалось бы, перестает работать.
Перестает ли? Чтобы выяснить, нужно "войти в туннель", в начале которого - лишь одна зияющая неизвестность. Войти, чтобы попытаться пройти. А наградой путнику, возможно, станет "свет в конце туннеля" - свет знания.
1 сентября мы всегда заново оказываемся перед входом в такой туннель. Здесь, на входе приходится оставить уже добытые ручательства в пользу того, что частности удовлетворяют такому-то общему, а это общее сполна объясняет все мыслимые и немыслимые частности. Иначе там, в темной глубине туннеля не разглядеть самых первых, еле заметных играющих бликов "света знания". Не осознать главного - того, что в этом "свете", уже потом, на выходе совсем по-новому предстаем себе мы сами: учащие и учащиеся. А это и есть главный итог учебного года, триместра, семестра, курса, лекции, семинара, урока, занятия. . .
В добрый путь, дорогие друзья! В добрый час, имя которому - 1 сентября!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта