Сегодня встречался по делам с руководством издательства «Вентана-Граф». Успел пообщаться за чашкой кофе и с редактором Сергеем Китаевым. Сергей рассказал изумительную историю – со слов своего отца, поскольку относится она ко временам самой нежной части детства, которые в памяти каждого из нас подернуты защитной сладкой дымкой.
Когда Сереже было 6 лет и он посещал садик, почил Л.И.Брежнев. В те дни воспитатели устраивали поминальный политпросвет среди детей. Спрашивали, кто такой Леонид Ильич, чем славен и т.п. А за правильные ответы награждали маленького отличника политической подготовки – смех и грех! - конфеткой. И вот очередь дошла до Сережи:
- Так кто же такой Леонид Ильич?
Сережа задумался.
- Сереженька, Леонид Ильич – это наш вождь!
И тут Сережу прорвало:
- Мы что – индейцы? Леонид Ильич – не вождь, а генеральный секретарь ЦК КПСС!
…А ведь, как точно заметил умный мальчик. Вождизм – это раннеязыческое. Вождь – это из чего-то, пусть не самого пещерного, но явно родоплеменного. Дальше только вожак. Вождь может быть у племени, толпы, клики. Но не у сообщества разумных индивидов. В новейшее время вожди имели место только в СССР, Северной Корее, да гитлеровской Германии. Даже в Китае был Великий Кормчий, который вел своей небесный корабль в полном соответствии с этнорелигиозным мировоззрением его экипажа. Это ближе к императору. А у нас, похоже, не доросли даже до царя. Поэтому так грустно забавляет уважаемый мной Никита Сергеевич.
Что там благостный и умиротворенный царь-батюшка – в России всегда льнули, прижимались именно к вождю. Чтобы вслед за ним с гиканьем и улюлюканьем смести очередной форт чьего-то сравнительного благополучия. И сейчас многие бессознательно ищут, к кому бы такому прижаться, да только «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». И прижимаются к теням, призракам, видениям вождей, которые сами и продуцируют. Недавно «громко» прижался некий чиновник Матвейчев. Как справедливо пишет Захар Май – по причине своей «хрестоматийной глупости».
Напомню Александра Пятигорского (эту мысль я недавно передавал своими словами): «Я думаю, что сама свобода реализуется в полном освобождении, только не от служб безопасности и не от крательных органов, а от шаблонов вульгарного политического мышления, из которого 90 процентов «политически мыслящего» населения не может выйти» (Пятигорский А. Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций. М., 2007. С. 55). И один из основных интеллектуальных шаблонов-вульгаризмов – это «архетип вождя». Для людей типа Матвейчева – спасительный, ибо оправдывающий их существование.
… Отжимись от вождя, а самое главное и самое сложное – от собственной веры и (это еще сложнее) тяги верить в него. Взамен обретешь разум – как минимум, царя. В собственной голове.
На развитие сайта