Партия "Единая Россия" весьма болезненно отреагировала на события на Манежной площади и возле торгового центра "Европейский" в Москве. На заседании государственно-патриотического клуба партии были представлены две программы, направленные на коренное преобразование молодежной политики. Одна из них рекомендует вдвое сократить школьную программу в старших классах, а другая - и вовсе "создать современную мифологию". О воспитании нового поколения историк Андрей Светенко беседовал с членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук Ефимом Пивоваром в студии "Вестей ФМ".
Светенко: У микрофона - Андрей Светенко. И я приветствую гостя нашей программы, член-корреспондента Российской Академии наук, доктора исторических наук Ефима Пивовара. Ефим Иосифович, добрый день.
Пивовар: Добрый день. Спасибо.
Светенко: Регалий у вас много: вы ректор Российского Государственного гуманитарного университета.
Пивовар: Это должность, не регалии.
Светенко: А, да, простите, конечно. Вот, что называется, попал впросак.
Пивовар: Ничего.
Светенко: Ну, это к тому, что ведь разговор у нас с вами пойдет и об истории как о таковой, и об образовании как процессе. И в этом смысле вы как историк и как должностное лицо, наверное, вправе судить. А судить я вам предлагаю вот о чем. Свежая информация: представители партии "Единая Россия" предлагают вдвое сократить школьную программу в старших классах. И вот проект нового образовательного стандарта подготовлен в недрах партии. И по мнению автора проекта - гендирктора издательства "Просвещение" Александра Кондакова - в последнее время школа предоставляла детям лишь знания, а не воспитание, что и привело к побоищу на Манежной площади. Я так понимаю, что больше всего эта проблема затрагивает как раз гуманитарные науки, то, что в головах, представление об истории, философия в том виде, в каком она есть. Как вы относитесь вот к таким инициативам?
Пивовар: Ну, я думаю, все-таки надо их проверить. Это, мне кажется, тут некоторое смещение совершенно разных сюжетов. Стандарт действительно готовится, и действительно Кондаков как один из организаторов этого процесса принимал с самого начала участие в этом, так сказать, как один из руководителей одной из групп. Эти события, которые сейчас всколыхнули всю нашу страну, не только, так сказать, специалистов по стандартов, они, конечно, накладывают отпечаток на многие суждения. Но я думаю, что, во-первых, если даже у кого-то (я не думаю, что это все-таки какая-то линия общепризнанная) есть идеи сократить часы, то это что-то может изменить. Во-первых, если уж говорить о гуманитарном компоненте в школьном образовании, то не от того, что мы сократим или формально даже увеличим часы, что-то изменится, а от того, что будет закладываться содержание этого образования. И второй момент, который все-таки важен, я вообще считаю, что это противопоставление бессмысленно. Я вообще, что воспитание образованием – это важнейшая функция и школы любой, и средней в особенности. Поэтому тут не количеством, а качеством только можно определить результат.
Светенко: Так вот ведь речь-то о чем идет? Что не только там сокращение. Обязательными якобы станут лишь физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, гражданская зрелость как предмет и "Россия в мире". Ведь возможно, что вот классические предметы, такие как история, обществознание, литература, русский язык, они уйдут в прошлое, а воспитывать будут именно патриотов. Не поздно ли, кстати говоря, в 9 классе начинать?
Пивовар: Патриотов вообще нужно воспитывать. И фундаментальное образование тоже на это направлено должно быть, тут нет противопоставления. Но все-таки мне кажется, что фундаментальные области знания любого, и в том числе гуманитарного, должны быть сохранены. Потому что "Россия в мире" – это только часть, простите меня, элементы там истории тоже есть. Но это не достижение нашей школы. Это заключалось в том, что у нас всегда было сочетание фундаментального предоставления об истории нашей родины и истории других стран. И вот это достижение, мне кажется, ликвидировать очень опасно.
Светенко: А вот не кажется ли вам, что есть опасность как бы сглаживания и превращения истории в некие мифы, в некие такие благообразные сказки: в то, как должно было бы быть, а не то, как было на самом деле. Потому что история на самом деле – вещь жестокая, в ней много подлости, коварства, преступлений. И не только наша, и мировая этим изобилует. И в этом смысле нет ли такой вот опасности? Я, кстати говоря, ее почувствовал, что, может быть, вот из благих побуждений воспитывать образованием через то, чтобы не говорить о сложных проблемных вещах, а как-то их гасить, что называется, на корню.
Пивовар: Но это не одно и то же. Воспитание образованием – это означает все-таки воспитание всеми, так сказать, сторонами прошлого, истории и страны, и человечества. И, конечно, это как бы не фальсификация этого процесса, не искажение его, не мифологизация, а реальная правда о том, что было.
По теме на сайте:
На развитие сайта