Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Игры в жизнь и игры с жизнью

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 445
  •  
    • 0

Адреналин в 825 вольт


"Осторожно, двери закрываются!" - последнее, что могут услышать безбашенные подростки в этой жизни 


Эти видеоролики гуляют по Рунету. И не одно родительское сердце собьется с ритма, натолкнись на такое "кино" отец или мать 16-20-летних сына или дочери.


Светлые волосы девчонки треплют вихри воздуха, рассекаемого метропоездом, мчащимся со скоростью 60-90 км в час по рельсам с напряжением в 825 вольт, глаза сияют. Девчонка и двое ее приятелей только что получили хороший заряд адреналина, что в возрасте бунтующих гормонов приравнивается подростками к счастью. Счастье длилось 3 минуты - ровно столько мчался сквозь тоннель от "Курской" до "Комсомольской" поезд с тремя уцепившимися за скобы хвостового вагона друзьями.


У этого видео нестрашный конец: сделав дубль с проездом до следующей станции, теперь уже на сцеплении между вагонами, юные каскадеры-любители уходят по платформе к эскалатору. Для двух московских студентов, Ивана и Виктора, вечер прошлого воскресенья оказался последним в их короткой 19-летней жизни: решив проехаться на крыше метропоезда, погибли оба. Нелепо и страшно.


"Зацепинг" - так называется этот подростковый метро-экстрим, игры со смертью со съемками и выкладыванием видеороликов в Сеть. Чего в этой жизни им не хватает? Или, может, наоборот, - слишком всего хватает, чтобы жизнь начала казаться скучной и пресной? И что делать с этими жуткими реалити-шоу нам, взрослым? Об этом мы говорим с Сергеем Ениколоповым, известным психологом, заведующим отделением медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН.


Российская газета: Сергей Николаевич, тяга к риску - это непременный этап, через который проходят подростки всех времен и народов?


Сергей Ениколопов: Ну, не все, конечно. . . Но немало подростков так проверяют границы своих возможностей. Очень часто это связано у них со "скучностью" жизни взрослых, ощущением ее рутинности. Но я бы здесь сказал об одной интересной примете времени: сегодня разговоры про то, что это все возрастные издержки подросткового бунта гормонов, немножко от лукавого. У нас сейчас подобным образом ведут себя и 20 - 25-летние молодые люди. Все эти увлечения роуп-джампингом, пентболом, дайвингом. . . - у нас культура становится более молодежной. Это подогревается масс-медиа, нам все время сообщается, как хорошо быть молодым, энергичным и дерзким. У нас неприлично быть пожилым. Впрочем, на Западе то же самое происходит. Словом, "выживает сильнейший!". Этот тезис все активнее внедряется в наше сознание. Отсюда желание доказать себе и всем, что ты и есть тот самый сильнейший, победитель. Такой тренд в массовой психологии задает и моду на экстрим. И это очень плохо: мода эта, как правило, диктует аутоагрессивные действия, то есть действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему физическому или психическому здоровью. Отсюда - рискованные поступки молодых. А то, что сегодня твой "поступок победителя" можно с помощью Интернета легко сделать достоянием широкой восхищенной общественности, лишь подогревает амбиции. Такая вот минута личной славы, где ты сам себе режиссер.


РГ: Но ведь и во все прежние времена подростки и даже молодые люди "проверяли границы своих возможностей" в небезопасных играх - и раньше были и прыжки с сараев в сугробы, и лазанье по крышам высоток.


Ениколопов: И крыши, и сараи с сугробами - это как раз нормально, так детьми осваивается пространство города, на эту тему есть даже исследования психологов. Но одно дело прыгнуть, повизгивая, с сарая в сугроб, а другое - прыжок с десятого этажа. И не в сугроб. Или - проехать по туннелю метро на крыше поезда.


РГ: Чем же так наше время повысило барьер риска, который стремятся взять молодые?


Ениколопов: У меня, признаться, нет однозначного ответа на это вопрос. Наверное, к тому, о чем я уже сказал, можно добавить и увеличивающуюся в количественном значении инфантильность в молодом поколении, которая проявляется в полудетском непонимании, с чем играешь. Не случайно у наших родителей проблем было меньше: у нас этот период рискованных игр заканчивался гораздо раньше. И сама городская среда не была еще так агрессивна. А еще - в последние десятилетия у нас девальвировалось отношение ко времени. Люди, и в первую очередь молодые, перестали планировать свою жизнь, выстраивать для себя долгосрочную жизненную перспективу - зачем? Считается, что все должно происходить быстро. Здесь и сейчас. Быстрые деньги, быстрые карьеры, быстрые удовольствия, быстрые потери. При таком подходе и ценность завтрашнего дня девальвируется. А с ней и цена человеческой жизни. Наверное, все это вместе как-то объясняет опасные игры молодых.


РГ: Что же нам все-таки делать с зацеперами и другими? Можно ли кроме обычных родительско-учительских нотаций, как-то застраховать своих детей от влечения к экстриму?


Ениколопов: Думаю, нет. Хотя пытаться надо. Используя и старые добрые нотации, и возможности средств массовой информации, и Интернет. Тут и шоковая терапия возможна. Например, вместо того, чтобы устраивать пресс-клубы на тему хорошо это или плохо, - показывать реальные последствия таких забав. Думаю, сцена похорон, горе родных, потерявших сына или дочь, может отрезвить много юных голов.


РГ: На видеоролике, когда на глазах у сотни пассажиров подростки проделывают в метро свой смертельный номер, страшнее всего, что никто даже не пытается их остановить. Все невозмутимы, все просто отводят глаза. Откуда такое потрясающее безразличие?


Ениколопов: Это стало уже общим местом: наше общество сегодня разобщено. Каждый занят своими делами, забот и проблем у всех много. И такая аномичность общественных отношений привела к тому, что вы назвали потрясающим безразличием.


(Аномичность - процесс разрушения базовых элементов культуры, этических норм и нравственных ориентиров. Возникает при резкой смене общественных идеалов. Проявления: отсутствие чувства причастности к данному сообществу, отчуждение. - Ред.)


Галина Брынцева


www.rg.ru


Комментарий

Владимир Кудрявцев

: Я бы уточнил один  момент, который обозначил мой коллега, - связанный с игрой и инфантильностью. На мой взгляд, он принципиален. Критическая недоигранность в детстве заставляет подростков взбираться на вагоны метро и электричек, заниматься паркуром, создавать «общества самоубийц». 


Речь не только о   недополучения игровых ощущений, но и ценнейшего игрового опыта, который складывается еще до школы. Из этого опыта ребенок выносит главное – знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку, разделяет в своем сознании реальный и  условный план жизни. Поначалу он их не разделяет. Бывает, дети, а потом и подростки «застревают в условностях». Для них все – «как бы». А это значит, что все можно переиграть заново.  Включая жизнь.  Такому подростку кажется: вот, она меня не любит - я заберусь на крышу, прыгну, а она, наконец, осознавшая, кого чуть не потеряла, подойдет ко мне, возьмет за руку, и мы вместе двинемся на встречу прекрасному будущему. Между прочим, это примерная фабула исповедей юных экстремалов, которых удалось спасти врачам. И это  говорит о том, что они недоиграли, как минимум – недоиграли. 


Такое случалось и раньше. Но сегодня игра вовсе покидает мир детства. Вместо нее – псевдоигровые формы времяпровождения у компьютера, за приставкой. А главное – неуемное педагогическое рвение взрослых, которые стремятся загрузить детишек «учением», чтобы подготовить их к школе. «Чем раньше начнешь заниматься, тем лучше» - один из самых глупых, вредных и живучих массовых педагогических предрассудков. В психологии есть понятие сензитивных периодов. Это – отрезки жизни, особо «чувствительные» (сензитивные) к развитию тех или иных способностей и умений, усвоению связанных с ними знаний. И далеко не все они падают на детство до школы. Но предрассудок вовсю эксплуатируется «деловыми людьми». Книжные развалы давно заполнены пособиями по натаскиванию дошкольников в разных околошкольных премудростях. Они идут нарасхват  у родителей. Еще в 90-е появилась такая «профессия» - дошкольный репетитор. А сейчас повсеместно вводят «предшкольное образование» в детских садах. Все это породило «игровую дистрофию» в масштабах общества. Детям играть некогда, не во что и не с кем.   


Между тем, лучшая подготовка к школе – та же детская игра. Она ведь сама по себе «школа» - школа человеческих, жизненных взаимоотношений, школа выработки отношения к самому себе, понимания себя. Без этого нельзя полноценно научиться остальному. Прежде всего – умению жить по-человечески, а не играть в жизнь. 


Игры в жизнь рано или поздно превращаются в игры с жизнью. Понимают ли это родители, приводя ребенка к очередному «дошкольному репетитору»?




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Если из детства уходит игра...
26-03-2011
Если из детства уходит игра...

Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит игра...
26-03-2011
Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит

Национальные образы паровоза
10-03-2011
Национальные образы паровоза

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (55)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх