Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит игра...

Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит игра...

  • Закладки: 
  • Просмотров: 964
  • печатать
  •  
    • 0

Кудрявцев Владимир


Юность становится экстремально-инфантильной

Двое подростков на крыше вагона метро – недавняя ситуация, поразившая многих трагическим финалом. Поезд трогается и движется в преисподнюю. В какой-то момент они испытывают восторг. Потом ужас – если успевают.

Многие говорят: причина в инфантильности молодежи. Но что стоит за самой этой инфантильностью? Думается, не что-то одно. Но одна из главных причин – критическая недоигранность в детстве. Именно она заставляет подростков взбираться на вагоны метро и электричек, заниматься паркуром, cоздавать «общества самоубийц» и далее, далее.

Речь не только о недополучении игровых ощущений, но и об отсутствии ценнейшего для жизни игрового опыта, который складывается еще до школы. Из этого опыта ребенок выносит знание о том, что есть «на самом деле», а есть и «понарошку», тогда он четко разделяет реальный и условный планы жизни.

Представьте себе, поначалу он их не разделяет. Вот трехлетняя девочка играет «в кошку», всячески изображает ее, ползая по кровати, и вдруг резко прыгает на пол – она приземляется в «позе кошки», на локти и коленки, – ей больно, она горько плачет. Но и понимает: чересчур заигралась.

А бывает, дети, а потом и подростки застревают в условностях. Для них все – «как бы». Им кажется, что все можно переиграть заново, включая жизнь. Вот примерная фабула исповедей юных экстремалов, которых врачам удалось спасти: «Она меня не любит, вот, думаю, заберусь на крышу, прыгну, она наконец осознает, кого чуть не потеряла, подойдет ко мне, возьмет за руку, и мы вместе двинемся навстречу прекрасному будущему». В их сознании нет ничего необратимого, они пытаются жить в вымышленных ситуациях реально.

Такой тип людей «без границ» встречался и раньше, но сегодня, когда игра вовсе покидает мир детства, их все больше. Людей, выросших у компьютера, за игровой приставкой, которых с раннего детства приучали быть серьезными и ответственными, аккуратными и «уже взрослыми, без глупостей». Между тем торопить детство – это и есть один из самых глупых, вредных и живучих массовых педагогических предрассудков. Как следствие – игровая дистрофия в масштабах общества налицо.

Детям играть некогда, не во что и не с кем.

В психологии есть понятие сензитивных периодов. Это отрезки жизни, особо «чувствительные» (сензитивные) к развитию тех или иных способностей и умений, усвоению связанных с ними знаний. Увы, далеко не все они приходятся на детство до школы.

Лучшая же подготовка к школе и к жизни – детская игра. Она сама по себе «школа». Школа человеческих, жизненных взаимоотношений, школа выработки отношения к самому себе, понимания себя. Без этого нельзя полноценно научиться остальному. Прежде всего – умению жить по-человечески, а не играть в жизнь.
А игры в жизнь рано или поздно превращаются в игры с жизнью.

 

 

Первое сентября. 2011. № 6


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Две грани самостоятельности
14-11-2012
Две грани

Если из детства уходит игра...
26-03-2011
Если из детства

Владимир Кудрявцев. Две грани самостоятельности
02-07-2012
Владимир Кудрявцев.

Игры в жизнь и игры с жизнью
16-02-2011
Игры в жизнь и игры

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию И.А. Модиной «Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению»
09-06-2008
В.Т.Кудрявцев.

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх