Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит игра...

Владимир Кудрявцев. Если из детства уходит игра...

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 043
  •  
    • 0

Кудрявцев Владимир


Юность становится экстремально-инфантильной

Двое подростков на крыше вагона метро – недавняя ситуация, поразившая многих трагическим финалом. Поезд трогается и движется в преисподнюю. В какой-то момент они испытывают восторг. Потом ужас – если успевают.

Многие говорят: причина в инфантильности молодежи. Но что стоит за самой этой инфантильностью? Думается, не что-то одно. Но одна из главных причин – критическая недоигранность в детстве. Именно она заставляет подростков взбираться на вагоны метро и электричек, заниматься паркуром, cоздавать «общества самоубийц» и далее, далее.

Речь не только о недополучении игровых ощущений, но и об отсутствии ценнейшего для жизни игрового опыта, который складывается еще до школы. Из этого опыта ребенок выносит знание о том, что есть «на самом деле», а есть и «понарошку», тогда он четко разделяет реальный и условный планы жизни.

Представьте себе, поначалу он их не разделяет. Вот трехлетняя девочка играет «в кошку», всячески изображает ее, ползая по кровати, и вдруг резко прыгает на пол – она приземляется в «позе кошки», на локти и коленки, – ей больно, она горько плачет. Но и понимает: чересчур заигралась.

А бывает, дети, а потом и подростки застревают в условностях. Для них все – «как бы». Им кажется, что все можно переиграть заново, включая жизнь. Вот примерная фабула исповедей юных экстремалов, которых врачам удалось спасти: «Она меня не любит, вот, думаю, заберусь на крышу, прыгну, она наконец осознает, кого чуть не потеряла, подойдет ко мне, возьмет за руку, и мы вместе двинемся навстречу прекрасному будущему». В их сознании нет ничего необратимого, они пытаются жить в вымышленных ситуациях реально.

Такой тип людей «без границ» встречался и раньше, но сегодня, когда игра вовсе покидает мир детства, их все больше. Людей, выросших у компьютера, за игровой приставкой, которых с раннего детства приучали быть серьезными и ответственными, аккуратными и «уже взрослыми, без глупостей». Между тем торопить детство – это и есть один из самых глупых, вредных и живучих массовых педагогических предрассудков. Как следствие – игровая дистрофия в масштабах общества налицо.

Детям играть некогда, не во что и не с кем.

В психологии есть понятие сензитивных периодов. Это отрезки жизни, особо «чувствительные» (сензитивные) к развитию тех или иных способностей и умений, усвоению связанных с ними знаний. Увы, далеко не все они приходятся на детство до школы.

Лучшая же подготовка к школе и к жизни – детская игра. Она сама по себе «школа». Школа человеческих, жизненных взаимоотношений, школа выработки отношения к самому себе, понимания себя. Без этого нельзя полноценно научиться остальному. Прежде всего – умению жить по-человечески, а не играть в жизнь.
А игры в жизнь рано или поздно превращаются в игры с жизнью.

 

 

Первое сентября. 2011. № 6




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев. Чувствительность к событию
17-08-2016
Владимир Кудрявцев. Чувствительность к событию

Сегодня много говорят и пишут о «событийной педагогике», «событийном» подходе в дошкольном образовании. События планируют,
Если из детства уходит игра...
26-03-2011
Если из детства уходит игра...

Игры в жизнь и игры с жизнью
16-02-2011
Игры в жизнь и игры с жизнью

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Июль 2018 (29)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх