Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Елена Вроно. Целебное вранье

Елена Вроно. Целебное вранье

  • Закладки: 
  • Просмотров: 558
  • печатать
  •  
    • 0

Почему дети нам врут? Очень часто - спасаясь от нас же самих. Но бывает, что ребенок спасается обманом не от конкретных людей и обстоятельств, а от жизни вообще. Ведь слово «врать» означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать, а исходно - колдовать. «Врач» - это тот, кто в старину заговаривал болезнь.

Детство - золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья. Вот, пожалуй, наиболее распространенное клише. Однако жизнь показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда гармонична, вера в расположение окружающих, даже самых близких, не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим и бесприютным. Ощущение одиночества, даже в семье, знакомо маленьким детям, а неспособность назвать словами и выразить мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать защиты и компенсации. Фантазирование и вранье очень для этого годятся.

Создай себе мир

Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, «заговаривает» ее. В неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной. . . Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными.

Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир - нередко очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие - фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала.

В этом случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх. Вообще хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, - к этому надо относиться серьезно и с уважением.

Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.

Инопланетяне в помощь?

Я помню одиннадцатилетнего мальчика - странноватого, молчаливого, очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда он вовсе отказался ходить в школу.

Он рассказал мне: туда ему ходить «совершенно некогда», потому что он постоянно занят мыслями о «своих» инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него недоставало лишь на школу - музыкой и математикой он продолжал заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится вполне успешно, хотя чудноватым так и остался.

А вот одна маленькая девочка вообразила себя щенком - она бегала на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если не нужна как ребенок - вдруг полюбят щенком?

Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку на поводке - обычное дело? Или действовать жестко: запретить «фокусы» самым решительным образом?

Что мы делаем

Прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, «заигрывается» так, что контакт с ним затрудняется, требует совета специалиста. И не нужно дожидаться, когда расстройства поведения станут очевидными. . .


Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок, какова реальная почва его фантазий. Быть может, вам придется выслушать что-то не очень лестное в свой адрес; возможно, окажется, что уже требуются и специальные меры - детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!

Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством от жизненных тягот - иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать как насмешку - особенно если упражняться на его счет вы будете на людях. Если он доверил вам секрет - отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.

А «выводить на чистую воду» и «припирать к стенке» не торопитесь. Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями, не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте, вникайте. Может быть, помечтаете вместе. . . 

 www.deti.mail.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В.Т.Кудрявцев. Стать сильным - поделиться силой...
16-11-2013
В.Т.Кудрявцев.

В.Т.Кудрявцев. О страшных снах и страхе высоты у детей
09-11-2013
В.Т.Кудрявцев. О

Домосед поневоле. Какие проблемы ждут ребенка, не попавшего в детсад (комментарий В.К.)
16-05-2011
Домосед поневоле.

Где живут самые несчастные дети - оценка UNISEF
14-02-2009
Где живут самые

Первый раз в детский сад...
11-11-2008
Первый раз в

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (36)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх