В последнее время ко мне неоднократно обращались руководители профсоюзных и других общественных организаций, действующих в сфере образования, с просьбой высказать личную гражданскую позицию в отношении участия таких организаций в т.н. Общероссийском народном фронте. В этой связи со всей определённостью хочу заявить следующее.
1. В мировой истории ХХ и ХХI веков народные фронты всегда формировались на базе левых и патриотических сил в противовес силам олигархическим, компрадорским и вообще антинациональным. Так было в Испании и Франции в 1930-х, во многих странах Европы – в 1940-х, в Чили и Португалии – в 1970-х, в ряде стран Латинской Америки – в первом десятилетии ХХI века.
2. Как известно, «Единая Россия» является партией крупного капитала («олигархов») и государственных чиновников (в значительной части – коррумпированных). Не случайно Россия занимает в мировом рейтинге коррупционных ожиданий 154-е место, а председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин заявляет: если всерьёз бороться с коррупцией, в системе госуправления работать будет некому!
Народный фронт, созданный вокруг «Единой России», может быть только проолигархическим – от Абрамовича, Вексельберга и Дерипаски до Усманова и Фридмана. Это первый в мировой истории пример «народного» фронта, направленного против интересов большинства народа. Другими словами, «народно»-противонародного.
3. Независимые политологи единодушны: Народный фронт – та же «Единая Россия», но крупнее и в профиль. Фронт создаётся не для того, чтобы менять курс правящей партии, но чтобы его продолжить и, возможно, усугубить. Между тем, последствия этого курса в области образовательной политики хорошо известны. С полным основанием их можно характеризовать как углубление интеллектуальной катастрофы, начавшейся в 1990-х годах. Вот лишь некоторые данные.
Во-первых, несмотря на гигантскую рекламу по поводу роста бюджетных расходов, по данным Общественной палаты, они составляют в стране около 3,5% от валового внутреннего продукта. В СССР, по данным Мирового банка, в 1970 г. составляли 7%. Другими словами, современный уровень финансирования – в лучшем случае 50% от минимальных потребностей образования.
Во-вторых, в конце 2010 г. зарплата в сфере образования (включая профессоров вузов) составляла лишь 64% от её уровня в промышленных отраслях экономики. Такого низкого показателя в советский период не припомню никогда. В США накануне кризиса он достигал 129%, а в настоящее время, видимо, выше. По данным ЦК профсоюза работников образования, примерно в 20 регионах России в результате введения т.н. новых систем оплаты труда заработная плата в образовании снизилась не только по отношению к другим отраслям экономики, но и в буквальном смысле – по количеству рублей.
В-третьих, стипендия студента обычного вуза в советский период составляла 80% прожиточного минимума, а в оборонном вузе – 110-120%, в техникуме – 55% от прожиточного минимума, в ПТУ – 80%. В настоящее время при прожиточном минимуме работающего человека около 6300 рублей расчётная стипендия составляет:
В-четвёртых, по оценкам Мирового банка, качество российского образования в области естественно-математических наук ещё в начале 1990-х годов было значительно выше, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития. Опрос ВЦИОМ 2007 г. показал, что теперь оно даже чуть ниже. В частности, 28% опрошенных граждан России согласились с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. В 2011 г. разделяющих докоперниковские взгляды стало 32%!
В-пятых, мой друг – директор из Сибири – утверждает: по сравнению с советскими временами бумагооборот в сельской школе увеличился раз в 100. Другой директор – из Краснодара – на наших общественных слушаниях так сформулировал главный принцип современной образовательной политики: Дети! Уйдите из школы! Не мешайте реализовывать национальный проект «Образование»!
Бюрократическая философия мёртвого образования всё более и более вытесняет живую работу с детьми.
В-шестых, в советский период отечественная система образования входила в тройку лучших. Однако последние четыре Доклада ООН о развитии человека дают нам в области образования следующую динамику:
Продолжение современного курса образовательной политики чревато дальнейшим стремительным падением образовательного потенциала нации и крахом любых программ модернизации.
В-седьмых, по оценкам независимых экспертов, в советский период наша страна должна была входить в десятку лидеров по развитию человеческого потенциала. Даже в страшном 1992 г. мы ещё занимали 34 место. В 1999 г. – 55-е. Согласно последнему Докладу ООН о развитии человека, Россия занимает уже 65 место. То есть в результате правления «Единой России», несмотря на колоссальный рост цен на нефть и доходов государства, наши показатели ухудшились на 10 пунктов.
В-восьмых, достаточно набрать в Интернете слова «Россия занимает место в мире», чтобы узнать:
1. Россия занимает первое место в мире:
2. Россия занимает второе место в мире:
3. Россия занимает третье место в мире:
И это спустя почти 12 лет после того, как правящая партия находится у власти официально, и около 20 лет – считая вместе с идейными и политическими предшественниками (не случайно В. Путин наградил Б. Ельцина наивысшей государственной наградой). В такой ситуации правящей партии следовало бы не создавать фронты, а посыпать голову пеплом и податься в монастырь – замаливать грехи.
Кстати, о грехах. Знакомый профессор утверждает, что отечественная теологическая наука в XXI в. сделала крупное открытие, а именно: наряду с семью смертными грехами, известными из Священного писания, открыты три греха предсмертных: изменять Родине, торговать наркотиками и голосовать за партию «Единая Россия».
Знаю: подобострастные уже вытянулись «во фрунт», а подневольные мобилизованы «на фронт». Остальным же хочу напомнить знаменитый сюжет из знаменитого фильма. В нём советский разведчик отвечает на вопрос, какой самый страшный зверь сидит в человеке?
– Наверное, заяц!
На развитие сайта