Латвийские власти инкриминировали бывшему партизану Василию Кононову «убийство» 9 латышей, которые состояли на службе у фашистов. По похожим обвинениям осуждены 10 человек.
В январе этого года президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вручила российскому президенту в Освенциме учебник новой истории страны, в котором концлагерь Саласпилс под Ригой назван исправительно-трудовым заведением. За 4 года в этом «ИТУ» было уничтожено 53.000 человек, в его филиалах – еще 47.000. Среди них – 7.000 детей. Нынешние власти пытались снести Саласпилс, но бывшие узники не позволили этого сделать.
В то же время бывшие эсэсовцы имеют статус участников национально-освободительного движения, им положена ежемесячная добавка к пенсии в 50 лат (100 долларов). На «неграждан» (есть такой официальный статус у определенного круга жителей Латвии), т.е. русских ветеранов никакие социальные льготы, естественно, не распространяются.
(По материалам АиФ. № 18. 2005)
Ситуацию в Латвии не стоило бы и комментировать – самый пессимистичный диагноз уже давно очевиден. Можно было бы воздержаться от оценки претендующих на исторический резонанс заявлений и действий латвийских властей – оценки, которая в данном случае должна носить не столько политический, сколько клинический характер. Если бы не наступающий Праздник нашей Победы, а также то обстоятельство, что в самой Латвии его собираются отметить 19.000 ветеранов - бывших советских солдат разных национальностей, среди которых несколько сот этнических латышей.
Жизненный и профессиональный опыт убедил меня в том, что наиболее тяжелым и разрушительным по своим последствиям является комплекс провинциальной, местечковой неполноценности. Именно им и страдают высокопоставленные латвийские чиновники. Я говорю только о чиновниках, а не о замечательном народе прекрасной страны, в которой жили и живут мои друзья, в которой издавались мои книги и статьи. В ситуации, когда производящий сектор национальной экономики находится на нулевой отметке, уровень соблюдения прав человека может достойно конкурировать с северокорейским, а само государство является в глазах западных политиков лишь задним геополитическим двориком Европы для компактного размещения господ-офицеров и солдат из НАТО, провинциальным чиновникам остается лишь преуспевать в убогой демагогии. Но эта демагогия оборачивается прежде всего против народа Латвии, которому власти пытаются вбить свои психологические комплексы и, что особо печально, развращает и отупляет латвийскую молодежь.
Любая страна имеет право на историческую память, в том числе, на обоснованные исторические обиды. Но именно умение честно и объективно разобраться в степени их обоснованности является критерием цивилизованности и самодостаточности страны. Ведь очень может оказаться, что это не «раны истории», а следы чьих-то очередных начальственных комплексов. Хорошим примером здесь может служить Финляндия, которая в разное время находилась и под юрисдикцией Швеции, и под юрисдикцией России, устанавливавшейся, кстати, не всегда бескровным путем. Однако финское правительство не жалуется на тяжелое наследие иноземного ига, прикрывая этим собственную беспомощность, а всеми силами способствует развитию экономического и социального потенциала своего государства. В том числе, используя ресурсы сотрудничества с партнерами-соседями Финляндии – Швецией и Россией.
Заявление Вайры Вике-Фрейберги о том, что «пожилые россияне будут класть воблу на газету, пить водку, распевать частушки и вспоминать, как они героически завоевали Балтию» звучит почти как порицание дикарей с позиций европейской цивилизованности. На вопрос о том, сколь уместно такое заявление в устах руководителя «цивилизованной европейской страны», тем более, в адрес своих граждан (ладно: пусть "неграждан", пусть просто законных жителей Латвии), мы уже ответили выше. (Во всяком случае, придирчивые американцы могли бы указать г-же Вике-Фрейберге на нарушение норм политкорректности.) Остается лишь один, чисто риторический вопрос: означает ли это, что добропорядочные латышские патриоты 9 мая должны будут возложить венки к местам захоронения эсэсовских палачей и заказать молебны за их черные душонки, которые уже давно пылают в аду синим пламенем?
И еще одно. Россиян, русских и даже конкретно москвичей (!) принято призывать к покаянию за злодеяния, которые больше 70 лет терпели все народы СССР. Факт есть факт: именно в России, в Москве, в Кремле десятилетиями вырабатывал свою «национальную политику» сменный партийно-бюрократический интернационал в лице товарищей Джугашвили, Берия, Кагановича, Хрущева, Брежнева, Громыко, Пельше, Кириленко, Шеварнадзе и иже с ними. Оттуда же он ее насаждал по всем нашим многострадальным городам и весям. Но вот что касается «покаяния», то никак не возьму в толк — кому все-таки «каяться»? Моему деду, который создавал ирригационную науку и практику в Узбекистане, вырастил плеяду учеников, в том числе – национальных кадров, вместе с ним обеспечивших Голодную степь водой? Мне, родившемуся в 1961 г. «великороссу», в чьих жилах течет русская, польская и украинская кровь, воспитывавшемуся в 1970-е – 1980-е гг. на передачах Би-Би-Си, музыке The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd и Deep Purple, на любимых в моем дружеском и семейном окружении политических анекдотах и свободолюбивых откровениях моего учителя Василия Васильевича Давыдова? Или все же руководству ЦК компартии Латвии, правившему в те же годы? А, может быть, вообще начать с революционных латышских стрелков?
Думаю, наиболее достойная позиция — не валить все на исторические обстоятельства (как плохой танцор из анекдота, которому вечно что-то мешает) и не выпрашивать покаяния непонятно у кого, а заняться наведением порядка в себе и своем доме. И отдавать свои голоса только тому, кто на это способен. Говоря это, я имею в виду и россиян, а, возможно, - в первую очередь их. Ведь и среди нас есть такие, кто привык оправдывать свои «танцевальные провалы» теми же происками сионистов и масонов.
А Праздник Победы над величайшим злом ушедшего столетия — свят. Он не нуждается в наших комментариях и оценках, не говоря уже о каких-то "исторических оправданиях".
Владимир Кудрявцев
Полный текст статьи в "АиФ" и ее обсуждение см. на сайте газеты: www.aif.ru
На развитие сайта