СТОКГОЛЬМ, 7 окт - РИА Новости. Президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф назвала присуждение ей Нобелевской премии мира за 2011 год признанием ее многолетней борьбы и выразила надежду на то, что эта награда станет источником вдохновения для многих женщин Либерии и всей Африки.
Джонсон-Серлиф разделила премию с двумя правозащитницами - активисткой либерийского женского движения за мир Леймах Гбови и йеменкой Таваккул Карман. Премия присуждена за их "ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за их право на полноценное участие в миротворческой работе", говорится в заявлении Норвежского нобелевского комитета.
"У меня нет слов. Это такой большой и хороший сюрприз. И я так благодарна", - призналась президент в интервью норвежской телерадиокомпании NRK. По ее словам, в мире так много других людей, которые заслуживают награду, поэтому она никогда не думала, что может получить ее.
Джонсон-Серлиф особо отметила, что выбор комитета стал выражением надежды на новую Либерию.
Достойными награды считает она и других правозащитниц, с которыми поделила премию. Лауреат при этом подчеркнула, что ей хотелось бы больше узнать о йеменке Таваккул Карман. Что касается Леймах Гбови, то с ней они хорошо знакомы и, по мнению президента, либерийская активистка действительно заслужила награду вместе с другими женщинами этой африканской страны.
'Я обязательно приеду в Осло, чтобы рассказать о моей борьбе и о потенциале женщин', - пообещала Джонсон-Серлиф.
Церемония вручения награды и чека на сумму в 10 миллионов шведских крон (один миллион евро) состоится в Осло 10 декабря в день кончины ее основателя шведского изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля.
Нобелевская неделя в этом году задалась. Судите сами. Вместо высокотехнологичной эмпирии – действительно, фундаментальные открытия. Вместо постмодернистской неприкаянности чучельных метафор – высокая поэзия. Вместо мужчин, которые, как в одесском анекдоте, так борются за мир, что камня на камне не остается, - женщины. И не только в качестве гендерного противовеса.
Каково женщине, пусть с дипломом Гарварада и опытом работы в правительстве, стать и быть президентом страны, на 20 с лишним лет погрязшей в чудовищных гражданских распрях, которые чинили мужчины? Эллен Джонсон-Серлиф стала и продолжает быть, избавляя Либерию от последствий этих распрей. Осадив мужчин на скаку в горящей стране. Ненасильственно, в процессе демократических выборов. Хотя это и честь флагу Либерии, под которым не только формально бороздит океан львиная доля мирового торгового флота, но и меняется гражданское сознание людей. Усилиями таких, как Эллен Джонсон-Серлиф и ее соотечественница правозащитница Леймах Гбови, разделившая с ней Нобелевскую премию мира.
…Сколько стоит свободное слово в Йемене, где монополия на него принадлежит узкой группе мужчин, журналистка Таваккул Карман знает не понаслышке. К счастью, есть еще мужчины, которые готовы оплатить его Нобелевской премией…
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта