Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » От детского «как бы» - к взрослому «авось»: траектория суицида

От детского «как бы» - к взрослому «авось»: траектория суицида

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 784
  •  
    • 0

Дети нашли выход


4.01.2011


В Петербурге из окна школьного кабинета прямо во время урока выпрыгнул 12-летний мальчик. Смерть ребенка поразила безысходностью и нелепостью. Между тем психиатры бьют тревогу: количество детских суицидов неуклонно растет.


В 163-й школе Центрального района, где накануне из окна во время урока выбросился 12-летний ученик 6-го класса Дима Фабричный, сейчас работают психологи. Об этом сообщила "Росбалту" директор школы Лидия Антонова.


Голос у директора совершенно убитый. Понятно, что это огромная человеческая трагедия и настоящее ЧП для вполне достойной петербургской школы. По словам Лидии Антоновой, в учебном заведении сейчас работают следователи, которые пытаются выяснить причины, приведшие мальчика к суициду, а также психологи. Очевидно, что подобный поступок — смерть одноклассника на глазах шестиклашек, в том числе родного брата, — не мог не отразиться на психике маленьких детей. Директор подчеркивает, что контакты с психологами происходят только по желанию детей и родителей.


Какие-либо подробности относительно личности погибшего мальчика и его семьи директор по понятным причинам сообщить отказалась. Однако, как стало известно "Росбалту", семья Фабричных (мама, папа, старший брат и брат-близнец погибшего Димы) считалась вполне благополучной — по крайней мере, на учете как проблемная в органах опеки она не состояла.


Впрочем, как говорят специалисты, критерий "проблемности и благополучности" весьма условный: специалисты органов опеки определяют благополучие семьи, исходя из личных субъективных факторов: например, для одних благополучием является нормальный продуктовый набор в холодильнике, а для других — наличие у каждого члена семьи отдельного спального или рабочего места.


"Кому-то апельсины в холодильнике кажутся верхом достатка. А другая семья может спать вместе с детьми в одной кровати, "сидеть" на одной картошке и при этом быть дружной, — считают специалисты. — Здесь воистину: в каждой избушке — свои погремушки, поэтому в каждой семейной драме надо разбираться индивидуально и тщательно".


Между тем буквально неделю назад — 21 октября — главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе выступил с обращением о необходимости вводить в школах государственную профилактическую программу, направленную на предупреждение суицидов среди детей. По мнению Кекелидзе, участие в программе должны принимать педагоги, работники внутренних дел и семьи, причем, эту профилактику, считают специалисты, необходимо проводить начиная с младших классов. Причиной этого психиатры считают участившиеся случаи нервных расстройств среди детей и рост подростковых суицидов.


По данным статистики, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских добровольных уходов из жизни (23,5 случаев на 100 тысяч населения). 


Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.


"Каждый месяц наши врачи выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков, — говорит врач-психиатр высшей категории специализированной станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Олег Аронович. — По опыту работы могу сказать, что у подростков в отличие от взрослых людей попытки самоубийств — это чаще всего аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель. Часто эти суициды наивные, детские: например, выпить бутылку чернил или съесть десяток таблеток анальгина. Но есть и очень тяжелые случаи, которые оканчиваются не реанимационной койкой, а кладбищем".


По словам психиатра, чаще всего на такой шаг дети идут в знак протеста, обиды на кого-то или из желания привлечь к себе внимания. Самое ужасное, что ребята не понимают, что пошутить со смертью, "чуть-чуть умереть" нельзя — обратной дороги не будет.


"До сих пор помню жуткую историю многолетней давности, когда девочка-подросток из-за несчастной любви выпила бутылку известного средства для очистки водопроводных труб, — рассказывает врач-психиатр. — Врачи-токсикологи и психиатры буквально плакали: жидкость на глазах разъедала девочку изнутри, помочь ей был никто не в силах, при этом она была в сознании и говорила, что хотела только напугать своего Васю или Петю.".


В числе основных причин детских суицидов лидируют ссоры или непонимание родителей, "несчастная" любовь, а также конфликты со школьными учителями и плохие оценки. В последнее время появились даже такие причины, как "отлучение" от компьютерных игр или нежелание родителей купить новый телефон, игрушку, модную одежду (раньше, как отмечают врачи, это были кошечки, собачки и рыбки-птички).


По мнению психиатров, на фоне спонтанности факта суицида тревожным сигналом служат высказываемые ребенком мысли о смерти, о том, "что вы все поплачете, когда меня не будет". Неудавшиеся суицидники рассказывают, что сначала фантазировали на тему будущего ухода из жизни, а затем, если не находили понимания и помощи со стороны близких, уже претворяли свои страшные фантазии в жизнь.


В случае с Димой Фабричным не все просто: по одним сведениям, причиной поступка ребенка была якобы озвученная учителем двойка в четверти и якобы именно после огласки этого факта мальчик пошел к окну. Однако в эту версию аффективного, спонтанного суицида никак не вписывается якобы существующая предсмертная записка, в которой он просит не винить педагогов в своем поступке. Следовательно, к уходу из жизни мальчик готовился, и это не было импульсивной реакцией. К тому же, по словам родителей, в семье мальчишек не ругали за плохие отметки, относились к успеваемости терпимо.


Возможна также версия несчастной любви: по словам специалистов, именно подростки часто склонны к таким публичным, эпатажным акциям, чтобы привлечь внимание предмета своей любви.


 "Часто дети, молодые люди любят "поиграть в страсти" на глазах у всех. Помню, был случай  на психологическом факультете СПбГУ (тогда еще ЛГУ), — вспоминает выпускница психфака Лариса Ларская. — Наш 17-летний однокурсник (заметим, кстати, — будущий профессиональный "разруливатель проблем", то есть психолог) вышел в окно аудитории, расположенной на третьем этаже, прямо во время лекции. Потом выяснилось, что причиной была однокурсница, считавшая молодого человека слишком "серым и неинтересным". Вот он и решил показать таким образом свою неординарность". 


Что произошло на самом деле, выясняют следователи. Однако очевидно, что дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых, в первую очередь, — родителей. Детям необходимо знать, что не бывает неразрешимых проблем, и что любую проблему можно решить, причем желательно сообща. Но также понятно, что далеко не все родители готовы вообще прислушиваться к жалобам своих детей, а ведь участие требуется с самого раннего возраста. 


Зураб Кекелидзе считает, что преподавать психологию личности необходимо уже в младшей школе, начиная с 3-го класса и до окончания школы. Начальник отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра психиатрии имени Сербского Борис Положий говорит, что специалисты смогут представить свой вариант программы в течение одного года и что уже готовы черновые варианты учебника, однако о первых ощутимых результатах профилактической работы по суицидам среди детей можно будет говорить лишь через несколько лет. 


Впрочем, многие скептически относятся к попыткам обучать школьников психологии. Гораздо важнее, по мнению экспертов, атмосфера любви и понимания дома, в семье, а также нормальная, не нервозная обстановка в школе. В любом случае у ребенка должно быть место, гдею бы он почувствовал себя в безопасности.


 Марина Бойцова


 www.rosbalt.ru


 


Взрослые всем своим образом жизни в современном мире (от попыток превращения любого уголка планеты в арену кровопролития по любому поводу - до повседневного отношения к собственному здоровью)  демонстрируют, что ее ценность стремится к нулевой величине. Не получив ожидаемой радости от жизни (а ее нельзя "получить" - только самому создать), из жизни уходят. Или начинают искать замену. Порой - в виде тех же «игр с жизнью». Часто - с тем же исходом. По большому счету, алкогольная и наркотическая зависимость - разновидности игровой. Там - то же стремление зарыть голову в песок на территории «как бы». Детское «как бы» у недоигравшего взрослого к тому же  эволюционирует в «авось», на который нередко полагаются самоубийцы и прочие «саморазрушители» разных возрастов. 


 Кривая суицидов среди взрослых и, в целом, по стране уже не ползет - необузданно рвется к экстремуму. По числу самоубийств в мире Россия - на втором месте,  по числу подростковых суицидов - на первом. И бороться надо «против» второго места, иначе мы и дальше будем удерживать первое. 


Представители взрослого мира только тогда смогут вести эффективную профилактику подростковых суицидов, когда представляемый ими мир искоренит суицидальные тенденции в себе, в своей ментальной основе. А эти тенденции проявляются не только в отчаянном намерении найти «выход в окне». Это - лишь следствие отказа от продолжения поисков. Общество не способно обеспечить всех ищущих готовыми «радостями жизни», да это и не задача общества. Но мотивировать и поддерживать самостоятельные поиски оно обязано. Если, конечно, само здорово настолько, чтобы выполнить это обязательство. . .


 

Владимир Кудрявцев

                 


 По теме на сайте:


Игры в жизнь и игры с жизнью


 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Собянин распорядился провести переаттестацию психологов Москвы
07-02-2014
Собянин распорядился провести переаттестацию

Массовое отравление в детском саду Абакана: трагический исход
03-06-2008
Массовое отравление в детском саду Абакана:

Педагогический криминал на Алтае и Апеннинах
09-09-2005
Педагогический криминал на Алтае и Апеннинах

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (29)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх