Давно ведь говорили: тандем, дуумвират – это как-то странно, неправильно это, нехорошо. Конечно, еще бы! Ведь в какую нумерологию не глянь – везде сказано, что двойка – нехорошее число. Не то чтобы совсем уж дьявольское (хотя и такие утверждения встречаются), но нехорошее, неполноценное, ущербное.
И вот, наконец, свершилось, свет горний воссиял – нам явлена живоначальная Троица! Если кто не заметил: в триедином порыве слились Президент, Премьер и Партия – ППП! Об этом заявлено официально. Полнота и совершенство достигнуты, полнее и совершеннее не бывает. Именно за это совершенство и будем голосовать (ну, не против же). Как держать ручку – тремя перстами или двумя – это уж решайте сами.
Попробуем немного, в самом первом приближении, разобраться, кто же есть кто в этом равностороннем треугольнике, каковы особенности ипостасей.
Во избежание недоразумений: мы, все-таки, занимаемся не теологией, а… не знаю, как это назвать. Но не теологией. Не будем богохульствовать. Поэтому я заглавные буквы не буду использовать – чтобы не было неподобающе торжественно…
Итак, наша троица – это отец, сын и дух святой.
По-моему, сразу понятно, кто есть кто в этом раскладе. премьер путин – отец. президент медведев – сын. партия – дух святой.
отец, как известно, родоначальник и творец всего. Он создал мир за неделю, сотворил гармонический космос из хаоса 90-х, учредил законы природы, коих он гарант, а это ведь галеры, не сомневайтесь! Посмотрел, что получилось, «и увидел он, что это хорошо». И, конечно, решил передохнуть.
сын – посланник отца на нашу грешную землю. Главное, чем славен сын – смиренностью и жертвенностью своей. За грехи наши он публично и принародно принес себя в жертву, воззвавши к отцу: прииди! Ведь твою волю исполняю я здесь! Где ты, отче?! Ходят слухи, что через несколько дней после казни сына встречали живым в некоторых потаенных местах, но будем считать это слухами, апокрифами, ведь свидетельства противоречивы, туманны и недостоверны… В любом случае, сын сейчас, как и всегда, пребывает в лоне отца, так что он жив – в высшем смысле этого слова.
партия, дух святой. Самая таинственная ипостась абсолюта (не путать с водкой). Своего единого, узнаваемого лица партия не имеет – она многолика, если, конечно, эти, пардон, образы можно назвать лицами. Главная функция и задача партии: она есть любовная связь отца и сына, а их вместе – с подведомственным населением. Которое, причащаясь духа, т.е., вступая в партию, узнаёт св. тайны и получает шанс на прощение и жизнь вечную. В отличие от разных неверующих, или, тем паче, еретиков и лжепророков. Эти ввергаются… сами знаете, куда. Тудо, откуда нет УДО.
Много чего можно сказать о троице, тема бесконечна. Еще немного, из главного. Ведь троица – это, кроме прочего, – истина, добро и красота.
Конечно, премьер путин – истина, президент медведев – добро, а единая россия – красота.
Красота – это страшная сила.
И ведь, в самом деле, страшная.
P.S.Немного подумав, решил, что стоит сказать несколько слов в оправдание вышеизложенного. Ведь это, конечно, притягивание за уши, стеб и словоблудие. С одной стороны. С другой – давно известно, что в каждой шутке лишь доля шутки. И сюда это тоже относится. Так в чем же состоит другая доля?
Вот еще пример подобного подхода, наверное, более убедительный.
Советская идеология, как известно, презентовалась как «атеистическая» (многие и по сей день этот тезис воспроизводят).
Однако к тому времени, когда она (идеология) в основном сформировалась (где-то к концу 30-х), она приобрела какие-то странные, на первый взгляд, но и вполне закономерные, причем давно известные, на другой взгляд, формы.
Конечно, слова присутствовали исключительно «коммунистические» и «атеистические». Но.
Обнаружились «Священное писание» (тексты классиков) и «Священное предание» (история КПСС).
В Св. Писании – Ветхий Завет (Маркс и Энгельс – пророки) и Новый Завет – Ленин, он же Спаситель. Между ними затесался Плеханов – Предтеча и Креститель. (Если между Ветхим и Новым выявлялись противоречия, то всегда работал аргумент «я пришел не нарушить Закон, но исполнить», т.е. «творческое развитие» при верности Заветам).
«Ленинская гвардия» – конечно, апостолы. Среди них обязательный Иудушка Троцкий (это открытым текстом).
«Партия – орден меченосцев в государстве Советском» – это Сталин тоже открытым текстом.
Непременная прямая связь действующего наместника Престола со Спасителем – непрерывность «линии партии». Ленин ? Сталин = Христос ? ап. Петр. Ключи от рая в правильных руках.
Соединение духовной и светской власти в одном лице – чисто «папская» модель.
«Съезды» партии, «политбюро» – совершенно ватиканские мероприятия и учреждения.
Литургии, мессы.
Конечно, Св. инквизиция, разоблачения, мучения и казни еретиков, индекс запрещенных книг…
И т.д., продолжать можно долго. Достаточно сказать, что центральный пункт всей этой конструкции – Культ. Неважно – личности, безличности, важно, что Культ. Какой атеизм, о чем вы? Просто одна церковь (тоталитарная секта) победила другую. Почему именно католицизм (в извращенном, карикатурном, разумеется, виде) возобладал в нашей православной, казалось бы, стране – отдельный вопрос.
Здесь, очевидно, форма без остатка съела содержание. Все «коммунистическое» и «атеистическое», вся соответствующая словесность потеряла смысл, была дискредитирована – сегодня видим результат.
Конечно, «форма» и «содержание» – некоторая категориальная условность. «Форма», о которой здесь речь – это всеобщие, системообразующие моменты самого содержания (по Бахтину – это «архитектоническая» форма, в отличие от «композиционной»). Т.е., это само содержание в его наиболее важных и устойчивых моментах. Оно-то и воспроизводится с завидным упорством, переваривая, ассимилируя сиюминутную болтовню, придавая ей свой смысл.
Эта «форма», как правило, не осознается, не артикулируется, не подвергается рефлексии и критике – и действует тем более неотвратимо. И мертвые продолжают хватать живых. Именно поэтому, я думаю, эти формы нужно уметь распознавать. Какие им давать оценки – другой вопрос. Насколько мне это удается – вопрос третьестепенный. Просто прошу отнестись к этому не только как к юмору. Наша действительность многогранна, многомерна и описанное выше измерение в ней тоже имеется – для полноты картины иногда стоит в него заглядывать.
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта