
Весной 1863 г. жюри парижского Салона всерьез встревожил напор новой художественной волны. Настолько, что оно отказалось выставить 3 тыс. картин, которые эта волна принесла. Среди картин-отказников значился «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, сегодняшнего юбиляра, родившегося 23 января 1832 г.
Однако Мане никогда не считал себя радикалом в живописи. Более того, он был, как, в общем-то, и все настоящие Художники, убежден в том, что создание новой традиции невозможно без предварительной уплаты дани старым мастерам. Об этом позднее не раз скажет не кто иной, как Сальвадор Дали, который, правда, не выносил импрессионизма. А с импрессионизмом, как известно, накрепко связано имя Мане – его главного зачинателя. Но дело в том, что это зачинательство – приписанное. Еще при жизни Мане - когда молодые художники-импрессионисты взяли его в свой тесный круг, чтобы он стал его центром. Не факт, что они полностью понимали, вокруг кого и чего сплачиваются. Потому что это предполагало определенную ломку представлений о самой природе живописи, едва ли посильную для молодежи, не говоря уже об официальных ревнителях «школьного академизма». И одним, и другим проще было видеть в Мане просто «бунтующего художника».
Тогда как Мане сделал принципиальный шаг. Он сознательно избрал литературную интригу, интригу романа в качестве прообраза для собственного способа построения живописного пространства. Неслучайно художник не единожды переселял на полотна образы из современной ему литературы в поисках ключа к их раскрытию. Ценой развития - домысливая, досочиняя, дописывая. Продолжая осваивать опыт литературной интриги. Порой получалось непредсказуемо. А еще получилось, что его картины потребовали от зрителя совершенно иного подхода к восприятию живописи. Их нужно было «читать», как читают романы. Каждая картина – не страничка, не глава, а завершенный роман… Притом что у живописного полотна и литературного текста, которые сблизила интрига, - совершенно разные образные «коды».
Однако Мане никогда не считал себя радикалом в живописи. Более того, он был, как, в общем-то, и все настоящие Художники, убежден в том, что создание новой традиции невозможно без предварительной уплаты дани старым мастерам. Об этом позднее не раз скажет не кто иной, как Сальвадор Дали, который, правда, не выносил импрессионизма. А с импрессионизмом, как известно, накрепко связано имя Мане – его главного зачинателя. Но дело в том, что это зачинательство – приписанное. Еще при жизни Мане - когда молодые художники-импрессионисты взяли его в свой тесный круг, чтобы он стал его центром. Не факт, что они полностью понимали, вокруг кого и чего сплачиваются. Потому что это предполагало определенную ломку представлений о самой природе живописи, едва ли посильную для молодежи, не говоря уже об официальных ревнителях «школьного академизма». И одним, и другим проще было видеть в Мане просто «бунтующего художника».
Тогда как Мане сделал принципиальный шаг. Он сознательно избрал литературную интригу, интригу романа в качестве прообраза для собственного способа построения живописного пространства. Неслучайно художник не единожды переселял на полотна образы из современной ему литературы в поисках ключа к их раскрытию. Ценой развития - домысливая, досочиняя, дописывая. Продолжая осваивать опыт литературной интриги. Порой получалось непредсказуемо. А еще получилось, что его картины потребовали от зрителя совершенно иного подхода к восприятию живописи. Их нужно было «читать», как читают романы. Каждая картина – не страничка, не глава, а завершенный роман… Притом что у живописного полотна и литературного текста, которые сблизила интрига, - совершенно разные образные «коды».
Но если воспринимать картины Мане сразу в двух «кодах», в духе «созерцательного чтения», проступит их далеко не очевидный смысл. Просто надо поймать путеводную интригу и следовать ей. Воображением и в воображении, способном принять чудесный посыл фантазии гения.
Владимир Кудрявцев

"Завтрак на траве" (1863).

"На берегу моря" (1873).

"Улица Монье, украшенная флагами" (1878).

"В кабачке папаши Латиюля" (1879).

"Портрет госпожи и господина Мане" (1960).

"Две девушки, пьщие пиво" (1878).

"Фор в роли Гамлета" (1877).

"Флейтист" (1866).

"Испанский певец" (1860).
P.S. И сто лет спустя "Завтрак на траве" вдохновлял на великих "бунтарей" живописи.

Пабло Пикассо. "Завтрак на траве" (1961).