"Деятели" и делатели культуры крайне редко совпадают в одном лице. Бродский как-то обронил: у нас с Евтушенко разные профессии.
Смысл подобных различий предстает нагим и прозрачным в словотворческих (или лучше сказать, вслед за Павлом Флоренским, речетворческих) опытах маленьких детей.
Четырехлетка называет пловца плавальщиком (пример из наблюдений замечательного педагога Аллы Арушановой). Кто такой плавальщик? А это, например, вон тот плывущий мальчик, который весело разрезает речную гладь прямо на наших глазах. . . Вот и на нас попали брызги воды. . . Пловец - спортсмен, занятый своим "серьезным" делом, - не может обрызгать нас с вами: ведь мы видим его на экране телевизора или с трибуны дворца водного спорта. А плавальщик - это просто веселый, бесшабашный плавун (слово из словаря). Тут напрашивается аналогия: певец и певун . Певец - это что-то вроде отметки в трудовой книжке штатного сотрудника филармонии, певун - просто любитель попеть, который готов порадовать нас своими песнями прямо сейчас. . .
Дети родственны поэтам в одном смысле. И те, и другие овладевают языком, а не язык, как писал В. фон Гумбольдт, овладевает ими. Заново овладевают даром слова. Языком как energia, а не как ergon (инструмент), пользуясь различением того же Гумбольдта. Дети и поэты - делатели языка.
На развитие сайта