Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » О стандартах дошкольного образования. Ответы В.Т.Кудрявцева на вопросы участников вебинара «Как и кому развивать дошкольное образование в России?»

О стандартах дошкольного образования. Ответы В.Т.Кудрявцева на вопросы участников вебинара «Как и кому развивать дошкольное образование в России?»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 105
  •  
    • 0

Владимир Кудрявцев


О СТАНДАРТАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ответы доктора психологических наук, профессора В.Т. Кудрявцева на вопросы участников вебинара «Как и кому развивать дошкольное образование в России?» (февраль, 2013 г.)


Вопрос: Вы сказали, что у российского дошкольного образования три беды: ФГТ, готовящиеся стандарты и авторы того и другого в единых лицах. Но разве введение стандарт – не шаг к тому, чтобы «дошколка» стала полноправной общеобразовательной ступенью? Ведь Вы много лет боролись за это…


Ответ: В новом законе говорится об «уровнях» образования. Само по себе понятие юридически рыхлое (как в значительной степени и весь понятийно-терминологический аппарат закона). Но дело даже не в этом. О ступенях, уровнях уместно рассуждать применительно к чему-то единому. В России построена единая система образования? Я понимаю, что хороший закон должен «вытягивать» регламентируемую им сферу в направлении отметки «должное», а тем самым – инициировать ее развитие. Но он не может не учитывать уже сложившиеся реалии, попытка изменить которые одним политическим или административным решением способна обрушить всю систему. Меня могут поправить: стандарты как раз и разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Но давайте посмотрим, как это делается на практике. К примеру, начальную школу обязывают формировать «универсальные учебные действия», чтобы потом в старших классах (условно) заниматься физкультурой, ОБЖ, изучением места России в мире и чем-то еще? Нужен ли гудку такой мощный пар?


В одном из недавних интервью г-жа Е. Низиенко, ведающая министерским департаментом образовательной политика сказала: вот, примут стандарты, а потом предстоит большая работа с содержанием образования. Нормальная логика чиновника. Не совместимая с «жизнью», в которой все наоборот. Именно работа с содержанием образования позволяет обозначиться подходам к разработке образовательных стандартов. А формула «вначале стандарты, а потом содержание образования» означает наполнять пустышки умозрительно ограниченного объема. Это путь создания не многоступенчатости, многоуровневости, а отчетности о том, как создают ее видимость.


И пока в плане эксперимента не будет найдена модель (а лучше – несколько моделей) многоуровневой системы образования и ее разработчики – профессионалы, а не чиновники! – сами не определят ее приоритетов, любые попытки насаждать стандарты вредны. Не говоря уже о том, что в «многоуровневость», содержательная и продуктивная, возможна лишь в системе развивающего образования – об этом мы писали 15 лет назад с моим учителем В.В.Давыдовым (подробнее см.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Он же. Преемственность ступеней системы развивающего образования: диалог с В.В. Давыдовым // Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. - Л.Е.Курнешова, начн. ред. - проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003. Ч. I. - I II III IY


Так и с дошкольным образованием. Закон придает ему общеобразовательный статус. Замечательно, но как ему соответствовать? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда известна образовательная ценность того, чем ребенок занимается в дошкольном учреждении. Такая ценность присуща каждой ступени или уровню образовательной системы, но на дошкольном она очень специфична. Ею измеряется и качество дошкольного образования.


Мы с вами многое про нее знаем – и в общих чертах, и в подробностях. Мы понимаем, что любой вид детских занятий должен сочетать в себе игру, творчество, увлекательное познание, общение… И что очень часто взрослые занимают ребенка тем, что вовсе не занимательно для него. Тогда как «занимательность» содержания в дошкольном возрасте – критерий его образовательной ценности, которую нельзя превратить в «стандарт». Но можно сделать «нормой жизни» в детском саду, степень соответствия нетрудно определить по целому ряда показателей, даже не тестируя детей, – по условиям их жизни в садике.


Но разработчики стандартов скажут: и мы - за игру, и мы - против натаскивания в псевдоучебных предметах, и мы призываем увлекать познанием и творчеством! Они ведь – не враги детям, просто они – «товарищи министра». И даже такие прогрессивными установки не выручат, если обрушивать готовые образовательный стандарты на не подготовленную профессионалами почву нового содержания. И не в рамках одной, удобной министерству программы, за счет тиражированием которой желает поправить свое положение известное издательство, а целого ряда программ. Иначе, на выходе мы получим «сезонные замеры личностного роста ребенка» и полное «портфолио детской радости».  


Вопрос: Разве тестирование с целью вынесения вердикта о судьбе ребенка в ДОУ не запрещено?


Ответ: Скажу больше. Как вы знаете, в новом «Об образовании в РФ» дошкольному образованию посвящена статья 64. В чем-то весьма общая, в чем-то урезанная, а в чем-то и не очень грамотная. Но там имеется формулировка: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». Хочется верить, что закон охладит административный раж проверяющих успешность внедрения пресловутых ФГТ. Хочется, но верится с трудом.


В образовательных учреждениях западных стран с родителями на каждое тестирование принято заключать договор. Они еще не забыли об «IQ-репрессиях» середины прошлого века. А мы, как обычно, страстно боролись с чем-то из-за занавеса, а как занавес устранили, тут же на это же и напоролись.


Тестирование, если оно не связано с рабочими интересами психолога образовательного учреждения, является вмешательством в жизнь ребенка и семьи. В дошкольном образовании, эта очевидность наполняется особым смыслом. Своеобразие дошкольного образования состоит еще и в том, что его, во-первых, трудно оторвать от семьи, а, во-вторых, провести в нем четкую «школьную грань» между «педагогикой» и «психологией». Можно сказать и так: между собственно «образовательной» и интимной, личной жизнью ребенка.


Знают ли об этом законные представители его интересов – родители, которым, кстати, уделено значительное место в новейшем образовательном праве. Знакомо ли само это право? Рискну допустить, что в массе – нет. А ведь «стандартизация» дошкольного образования затрагивает очень тонкие и болезненные вопросы жизни ребенка, жизни семьи. Ясно, что родителей сейчас больше волнует возрастание платы за содержание ребенка в детском саду с 1 сентября с.г. Ясно, что они, если и слышали о стандартах, то воспринимают их как гарант будущей школьной готовности (а это соответствует их интересам, ближе к концу дошкольного детства ребенка, как показывают разные социологические исследования). Но без мощной общественной родительской поддержки мы не сможем сделать ничего, чтобы оградить детей от издержек чиновничьего рвения, которое будет черпать энергию еще и из стандартов. Даже вопреки принятому закону.


Вопрос: При министерстве создана группа экспертов для оценки результатов работы по стандартам. Вы считаете, это подстрахует?


Ответ: Не очень понятны функции этой группы. То ли оценивать разработанное, то ли дорабатывать, доводить его до ума, если придется. Это ведь совершенно разные временные рамки. Проект стандарта, как сказал премьер на совещании с вице-премьерами в конце января, планируется вынести на публичное обсуждение в марте. Но ему, видимо, доложили, что в работе над проектом - цитирую его самого дословно – «принимали участие эксперты, представители образовательного и медицинского сообщества, родители». И вот, создается еще и группа…


Теперь представьте, вдруг в последний момент эксперты решат, что проект негоден. Такое случалось. А какие бюджетные средства привлечены на разработку, можно только гадать. Признают ли это заказчики? Сомнительно. Слишком серьезная персональная финансовая ответственность. Подобное мы наблюдаем сейчас с ФГТ, непрофессионализм и деструктивность которых очевидны для многих, но никто не берется их отменить, чтобы не держать ответа. И за затраченные средства, и за тот ущерб российскому дошкольному образованию, который наносится уже 5 год. В отличие от закона об образовании, «стандарт подкрался незаметно», как и ФГТ свалилось июльским снегом из, казалось бы, «дремлющего» по поводу дошкольных дел министерства.


Предполагаю, что под шум узкого обсуждения профессиональным сообществом и, возможно, более широкого - общественностью с весны, стандарты с незначительными дополнениями планируют принять. Как это произошло с законом.


Вопрос: Так что же предпринимать в этой ситуации?


Ответ: Полагаю, что оптимальная тактика – «затягивание» обсуждения. Для этого, кстати, есть весомое основание. Очередь в детские сады, которая, по любым подсчетам, превышает миллион детей и которую Д. Медведев поручил ликвидировать к 2016 г. Нет никакой гарнтии, что за этот срок все очередники будут охвачены альтернативными формами дошкольного образования. Вот давайте и подождем со стандартами до 2016 г.


Я не призываю просто растягивать время и ждать, кто победит: ишак или падишах. За это время можно успеть многое: сформировать в обществе, прежде всего, в родительской среде, внятное отношение к стандартам (не значит отрицательное – адекватное!), разобраться в том, как все-таки встраивать дошкольный уровень в образовательную систему, задать разные подходы к этому, опираясь, кстати, и на опыт тех же альтернативных форм. Отдельный вопрос - сообразования требований к дошкольным программам с теми общими, которые определяет закон. ФГТ его не решают.  


Вопрос: Просматриваются ли уже сейчас какие-то содержательные связки дошкольного образования с последующими уровнями?


Ответ: Безусловно. Само дошкольное образование – не просто «пропедевтика», а базис системы образования. Но это «к делу не пришьешь», не выразишь на языке традиционных показателей. Значит, нужны другие. Однако есть и вполне конкретные узлы преемственности.


Едва ли начальная школа способна массово формировать универсальные учебные действия. Ведь их список заимствован из опыта школы РО Эльконина-Давыдова – развивающего обучения, которая радикально противоположно традиционному обучению. А нынешняя массовая школа – выражение упадка традиционной школы. Зато мы со своей стороны знаем, что специфические психологические завоевания дошкольного возраста как раз и создают почву для будущего развития универсальных учебных действий. И нам привычно участвовать в подготовке этой «почвы» на практике.


Тем более, в законе в качестве одной из целей дошкольного образования указано «формирование предпосылок учебной деятельности». Лично я хорошо знаю, что это такое, потому что это – дословно – концепт нашего коллектива, мы работали с ним около 10 лет. Пусть он и попал в закон только в виде «списанных слов»…




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Что такое развивающее дошкольное образование. Вебинар В.Т.Кудрявцева в ФИРО
12-10-2015
Что такое развивающее дошкольное образование.

13 октября 2015 г. ФГАУ «ФИРО» проводит вебинар «Что такое развивающее дошкольное образование» с участием В.Т.Кудрявцева -
О стандартах дошкольного образования. Ответы В.Т.Кудрявцева на вопросы участников вебинара «Как и кому развивать дошкольное образование в России?»
20-02-2013
О стандартах дошкольного образования. Ответы

ФГОС дошкольного образования. Инфорграфика из ЖЖ Минобрнауки РФ
01-04-2013
ФГОС дошкольного образования. Инфорграфика из ЖЖ

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (29)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх