Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Татьяна Волосовец: «Педагогов для детсадов нужно готовить по-новому»

Татьяна Волосовец: «Педагогов для детсадов нужно готовить по-новому»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 511
  •  
    • 0

 
26.03.2013


В российских детских садах сегодня много проблем, и одна из наиболее острых связана с массовым старением педагогов. Кто придет работать в детсады через несколько лет, когда многие воспитатели одновременно выйдут на пенсию? Чему нужно учить молодых педагогов для успешной работы в современных условиях? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец.


 


- Татьяна Владимировна, рейтинг детских садов, подготовленный РИА Новости, показал, что родители обычно довольны условиями содержания и воспитания своих детей в саду. Однако эксперты оценивают работу подавляющего большинства детсадов «на троечку». В чем здесь дело?


— При подготовке рейтинга мы постарались подойти к исследованию детских садов комплексно и с разных сторон. В первую очередь, мы смотрели на условия, которые предоставляются ребенку в детском саду, организацию образовательной среды, а также на кадровый потенциал. Во многих случаях именно проблемы с кадрами привели детский сад на нижние строчки рейтинга. Мы также обращали внимание на возможность предоставления детям дополнительных образовательных программ. Но оказалось, что если с основной образовательной программой детские сады справляются, то с дополнительными услугами, как образовательными, так и не образовательными,  к сожалению, не всегда.

Кроме того, мы придавали значение вопросам здоровья и безопасности ребенка в детском саду. Высокий уровень заболеваемости детей, не соответствующее санитарно-гигиеническим нормам состояние учреждений,  архитектурно-планировочная недоступность детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие  системы пультовой охраны и даже надежного забора – по совокупности всех этих разнообразных позиций большинство детских садов и получили «троечку».


- Известно, что зарплаты воспитателей детских садов долгое время оставались самыми низкими во всей системе образования, поэтому молодежь не приходила в эту профессию. Стали ли сегодня воспитатели зарабатывать больше?


— Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Юрьевна  Голодец, выступая на заседании коллегии Министерства образования и науки 20 марта, рассказала, что сегодня сокращение очередей в детские сады – одна из важнейших задач Правительства РФ. По ее словам, будет сделано все возможное, чтобы родители, которые хотят отдать своего ребенка в детский сад, получили эту возможность. Этот вопрос будет решаться постепенно до 2016 года, но уже в 2013 году планируется на всей территории страны сдать в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений на 205 тысяч мест.


Вторая острая проблема, о которой говорилось на коллегии, это кадровый потенциал в сфере дошкольного образования. Перед регионами на ближайшие 3-5 лет поставлена задача обеспечить повышение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений до средней зарплаты учителя, а зарплату учителя, со временем, — до средней по экономике региона. А это довольно серьезная сумма, и заработок воспитателя будет вполне достойным.


- Решит ли увеличение зарплаты кадровые проблемы отрасли, на Ваш взгляд?


— Боюсь, что всех проблем оно не решит. В 2009 году мы проводили исследование в 6 регионах и выяснили, что средний возраст педагога в детском саду – 50 лет (хотя в Москве чуть-чуть другая ситуация, здесь средний возраст воспитателя – 38 лет). Я вижу в этом серьезную проблему. Через несколько лет мы будем наблюдать одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и мы попадем в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-40-летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного возраста.
Кроме того, если мы уже в этом году ставим задачу создать более 200 тысяч дополнительных мест, в новые группы должен прийти работать квалифицированный педагог, и это тоже очень серьезная проблема. Получается, что, с одной стороны, мы должны привлечь педагогические кадры во вновь построенные детские сады, а, с другой стороны, – обеспечить замену тех педагогов, которые сейчас уйдут на пенсию.


- Получается, что сейчас одной из самых острых проблем системы дошкольного образования стала  подготовка кадров. Как ее можно решить?


— Ее можно решить за счет увеличения приема в педагогические колледжи. Студент учится в колледже четыре года, если поступает туда после 9 класса. Если мы сейчас не начнем готовить новых специалистов, то через 4-5 лет обнаружим, что в дошкольном образовании работать будет некому.


Также надо обсуждать вопрос подготовки специалистов с высшим образованием, потому что детским садам нужны и методисты, и старшие воспитатели,  и заведующие. На их подготовку тоже может уйти 5- 6 лет.
Нужно решать и вопрос профессиональной переподготовки. У нас есть люди, которые нуждаются в работе и готовы работать, но не востребованы на рынке труда. Если их обучить, предложив им пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее образование, они могли бы прийти в дошкольное образование. Их потенциал тоже нужно использовать.


- Нужно ли, на Ваш взгляд, сегодня  менять стандарты подготовки воспитателей?


— Безусловно, будущих воспитателей нужно обучать инновационным программам дошкольного образования. А для этого нужно изменить программу их профессиональной подготовки.
Помимо этого нужно обратить внимание на запросы родителей. Ведь они очень часто ищут для дошкольников кружки и спортивные секции. И если воспитатель будет готов вести не только основную образовательную программу, но и дополнительные занятия, направленные на развитие речи, интеллекта, творческих способностей детей, – это было бы очень хорошо. Тогда бы мы могли бы освободить родителей от беготни по кружкам, а детский сад мог бы взять на себя задачу дополнительного образования детей.


Но для того, чтобы дошкольное и дополнительное образование могли бы сойтись в рамках одного учреждения, нужно готовить педагогов по-новому.


www.ria.ru




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
"Рейтинг детсадов РФ" опубликован на МИА "Россия сегодня"
01-10-2014
"Рейтинг детсадов РФ" опубликован на МИА "Россия

"Социальный навигатор" подготовили новый "Рейтинг муниципальных детских садов России – 2014" в который вошло 3969 дошкольных
Новости дошкольного образования.  В Швеции готовятся к нехватке дошкольных педагогов
12-02-2011
Новости дошкольного образования. В Швеции

М.Верховкина: некоммерческая сеть детских садов нуждается в поддержке
15-12-2010
М.Верховкина: некоммерческая сеть детских садов

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Декабрь 2018 (8)
Ноябрь 2018 (27)
Октябрь 2018 (27)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх