В продолжение сегодняшней темы.
На фото: Т.В.Кудрявцев, Д.И.Ландо – авторы курса «Творчество в моей профессии», разработанного для системы профтехобразования, со своими подопечными (Москва, 1983 г.)
Об истории фотографии – из статьи В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева "Привередливость духа (к 70-летию со дня рождения Т.В.Кудрявцева)".
. . .Продвигаясь к границе своей terra incognita (имеется в виду сфера психологии технического мышления – Владимир Кудрявцев
), Т.В. имел уже вполне сформированные мировоззренческие установки относительно проблемы «человек и техника». Явно не в унисон тону всеобщего подъема и воодушевления выдающимся успехом страны в освоении ближайшего космоса звучит его следующая дневниковая запись: «Вот уже несколько дней искусственный спутник кружится вокруг нашей планеты. И все умные люди думают - вот это достижение. И никто не думает о том, как измельчала душа человека. Думают теперь, что техника безгранична. Это какой-то необыкновенный идиотизм нашего трудного времени. (Между прочим, на дворе стояла так называемая «хрущевская оттепель», а Т.В. всегда тянуло в «болдинскую осень». - Авт.) Человек - вот что безгранично. Мы же теперь его безгранично обкарнываем. Мы в известной степени отняли у человека все человеческое - любовь, веру, искусство, поэзию, мысль. И жизнь когда-нибудь жестоко отомстит за это! Я это знаю» (11.X.57). Будучи верным себе, Т.В. позднее подходил к анализу технической деятельности с человеческими и человечными мерками, а не с мерками самой по себе техники или пресловутого «социального заказа».
В связи с этим приведем весьма показательный эпизод из его биографии. Много лет спустя под руководством Т.В. был разработан экспериментальный факультативный курс «Основы профессионального творчества» для учащихся профтехучилищ [18]. В целях его апробации на столичной базе наугад отобрали группу ребят из одного, самого обычного уральского ПТУ. Апробация дала блестящие результаты: ребята не только хорошо овладели способами и инструментами творческого решения учебно-профессиональных задач, но за короткий временной интервал (тематическим планом предусматривалось 40 часов интенсивных занятий) изменились внутренне. Обретя доселе неведомый им смысл в творческом самоустремлении, они постепенно превратились в подлинных соавторов эксперимента. Однако вскоре после того, как «испытуемые», счастливые и окрыленные, покинули Москву, создатели курса Т.В. и методист Д.И.Ландо начали получать от них тревожные письма. Рефреном этих посланий было примерно следующее: «Вы научили нас творить, а дальше.?». А дальше ребята вновь очутились в привычной рутинной учебно-производственной атмосфере со всеми вытекающими отсюда, порой драматичными последствиями - ведь белые вороны особо резко выделяются не на черном, а на сером фоне. Можно десятки раз с пафосом цитировать золотые слова Экзюпери об ответственности за тех, кого приручаешь, но Т.В. остро прочувствовал это каждой клеточкой своей, и без того сверхчувствительной, души. Возможно, тогда он впервые задумался, а нравственно ли вообще в условиях «нашего трудного времени» то главное дело жизни, которое он делает. Ведь Т.В. принадлежал к уникальной породе людей, в принципе не знающих, как творить зло (Януш Корчак).
На развитие сайта
|
|
|