На мой взгляд, впервые за много лет Минобрнауки представлен на обсуждение столь квалифицированный и содержательный документ. Дело даже не в том, что он снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Он задает саму эту перспективу как одну из стратегических линий его развития, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Как скоординировать их усилия, - пока открытый вопрос, но ответа на него нельзя требовать от разработчиков стандарта, которые и так сделали многое, прежде всего – главное. А именно – все необходимое (в рамках поставленной перед ними задачи) для того, чтобы дошкольное образование превратилось в «полновесную» образовательную ступень, или уровень, согласно новому закону об образовании, с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность».
Стандарт ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Четкий и понятный управленческий документ с прозрачной расстановкой образовательных приоритетов выстроен на вполне определенной научной основе, которая создана у нас и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира. Идея самоценности дошкольного детства - впервые в подобном «формате» - насыщена рабочим содержанием. Стандарт «оживляет», наполняет предметным смыслом, а где-то и «собирает в целое» положения ст. 64 закона «Об образовании в РФ», позволяет по-настоящему запустить механизм ее «работы». Он, в отличие от ФГТ, отвечает духу всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании, более того, является своего рода «охранной грамотой» от различных форм разрушительного администрирования. Более того, ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм.
Очень важно, что стандарт можно рассматривать и как задел для решения следующей задачи - создания Национальной доктрины дошкольного образования, штрихи которой просматриваются в документе, имеющем несомненное образовательно-политическое значение.
Реализуемость в исторически обозримые сроки, возможность фиксировать достижения реализации методами, свободными от избытков формализации, установка на достижение больших целей, минуя сверхнормативные нагрузки на государственный и семейный бюджет, и многое другое – несомненные достоинства этого «нестандартного стандарта».
Возможно, отдельные формулировки документа нуждается в коррективах. Но, представляется, что в целом, он может быть принят в своей исходной редакции.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта