Основная образовательная программа дошкольного образования "Тропинки" / под ред. В.Т.Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2016. - 592 с.
Авторы:
Бакланова Т.И., Глебова А.О., Гришаева Н.П., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С., Полковникова Н.Б.
Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.
Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2014 г.).
Введение1 января 2014 г. стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. В 2013-2014 учебному году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.
Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?
В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?
Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования [1] . Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве
системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.
Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
Но остается открытым вопрос: как все это выразить на «языке жизни» дошкольного учреждения? Языке, на котором взрослые могли бы повседневно «общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.
Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык.
Программа, шире – проект «Тропинки», внедряемый несколько лет российском образовательном пространстве – тому не исключение.
Приступая к его разработке, мы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие
современного типа детства, которому присуща
культуротворческая функция (не только ребенком освоение уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе») [2]. Во-вторых, проект опирается на принципы
междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы
непрерывного развивающего образования [3] (хотя может функционировать самостоятельно). В-четвертых, в проекте реализуется
идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом [4].
В.Т. Кудрявцев1.
Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5.
2. Подробнее см.:
Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.
3. См.:
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1;
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003.
4. См.:
Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
На развитие сайта