В Волге стало появляться все больше рыбы экзотических пород, ранее характерных только для тропиков. Рыбаки охотятся на пираний, а экологи предсказывают Волге превращение в цепь болот (подробнее).
Расширение ареала обитания биоэкзотики - все-таки на совести владельцев аквариумов, террариумов, мини-зверинцев (откуда, вполне возможно, Россия прирастает той же "чупкабарой") и. . . ресторанов, к примеру, китайских. В Капшагайском водохранилище (Казахстан) обнаружили, судя по всему, мечехвоста - уроженца морских вод, омывающих Юго-Восточную Азию (в лице которого журналисты "воскресили" трилобита, предка мечехвоста, хотя потревожить последнего из трилобитов можно только окаменевшим в средне-пермских слоях). Огромная биомасса завозится контрабандой и, естественно, никак не регистрируется. Полного реестра неведомых зверушек, коими ублажают себя хозяева, не существует. Беглых крокодилов не раз выуживали из канализаций российских городов, где они проводили месяцы, питаясь крысами. Для выживания живое вынуждено приживаться.
Настораживает другое: размножение, "ставка" на которое делается только тогда, когда популяция "уверена", что способна устойчиво воспроизводить себя в тех или иных условиях. Популяция "прогнозирует" вектор их изменения - в свою пользу, а мы - нет.
Хотя в случае с волжским каскадом сценарии будущего "не в нашу пользу" наметились задолго до того, как великая русская река стала вторым домом для жителей великой южно-американской реки. (Говорят, они изредко поклевывают и в Москве-реке.) Проблема обсуждалась еще в советские годы. Ее рост подхлестывали пятилетние планы. Теперь в курсе планов только пираньи. Но они не могут их огласить с трибуны очередного съезда.
Владимир Кудрявцев
Тема в Форуме:
На развитие сайта