Что проектируется в образовании? Только условия. Условия развития ребенка, создавая которые развиваются и взрослые – педагогики и, даст Бог, родители. А за счет этого – «организационно растает» образовательное учреждение, может быть, маленький социум вокруг него. Проектируются только условия. Об этом писал Виктор Слободчиков, об этом писали мы вместе с В.В.Давыдовым. Обещать большее – либо утопия, либо, извините, надувательство.
Что «стандартизируется»? Они, же условия (применительно к ФГОС дошкольного образования на этом справедливо настаивает, например, Т.В.Волосовец). Ограничение существенное, но не надо себя обольщать: условия – это немало и очень непросто. Между нами: главное условие – это мы с вами, наше желание и способность меняться. Только боюсь, нас примутся тестировать – на взрослых ведь защита детей от тестов законом не распространяется. Кроме того, ни один из существующих тестов этого не померит (особенно – желания). Но мониторинговый аршин в руках заставляет их сильнее чесаться. Так что – никому…
Хотите узнать, чего от вас потребует стандарт? Загляните в свой образовательный проект, если он профессионально сделан. Больше с вас никто не спросит. Кроме вас самих.
Последнее - уже негласный «стандарт» педагогического профессионализма. Нормальное человеческое образование (даже если не называть его развивающим) устроено по формуле Выготского, которую подсказал ему Курт Коффка: обучаем ребенка на пфенниг, а он развивается на марку.
Эта хитрость – в духе «Капитала» Маркса – должна быть предусмотрена в проекте, при «разметке» условий. А уж размер «прибавочной стоимости» в образовании «стандартизации» подлежать не может. Непонимание этого приводит к тому, что марки, затраченные на обучение, очень часто приносят пфенниг в развитии.
Может быть, потому так трудно и даются стандарты, что мы еще не очень умеем делать проекты.
И поручаем заниматься «стандартизацией» тем, кто не имеет ни малейшего представления о проектировании.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта