Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Фрумин: «Выходит уютная ситуация: все понимают, что образование некачественное, но менять ничего не хотят» (комментарий В.К.)

Фрумин: «Выходит уютная ситуация: все понимают, что образование некачественное, но менять ничего не хотят» (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 466
  •  
    • 0

1.11.2013


На дискуссии «Образование для лидеров XXI века», которая прошла сегодня на форуме «Открытые инновации», руководители больших западных и российских университетов обсуждали, как учебные заведения могут воспитывать молодых людей, способных мыслить вне рамок и что-то менять. В основном речь шла о том, какие программы для этого внедряются в Массачусетском технологическом, московском Физтехе, финском Аальто и других замечательных вузах. Интересный, хотя и несколько отвлеченный от общероссийских реалий разговор. Очень точно эту нестыковку объяснил в конце дискуссии Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ.


Главная проблема сразу стала заметна, когда организаторы переводили на русский язык название дискуссии. По-хорошему, game changers по-русски – это «агенты изменений». Однако у слова «агенты» в свете последних событий есть неприятные коннотации, поэтому решили назвать их лидерами. А лидер вполне может ничего не менять, быть хорошим исполнителем, подчиняться начальству и сложившемуся порядку.


У нас вообще очень сильно то, что в социологии называется договором о невовлеченности. Наш институт участвовал в большом международном исследовании, совместном с китайцами, индийцами и американцами. В российских вузах мы обнаружили странную вещь: в целом опыт студентов не соответствует их ожиданиям, это признают и преподаватели, но при этом, парадоксально, обе стороны удовлетворены. Когда мы стали проводить глубинные интервью, все стало ясно. Преподаватели говорят, мол, мы-то все делаем хорошо, это студенты плохие; а студенты говорят: мы вообще-то работаем еще, нам никто не мешает совмещать работу и учебу, а специальность нам особенно и не нужна. Выходит такая уютная ситуация, в которой все понимают, что образование некачественное, но менять ничего не хотят. То есть в образовании складывается та же ситуация, что в здравоохранении, ГАИ и в государстве в целом: оно к нам не пристает, а мы к нему снисходительно относимся.


Это и есть культура не брать на себя риски, которая воспитывалась из поколения в поколение еще с советских времен. Исключение из общей картины в нашем исследовании составляли только пара университетов, в которых ситуация менялась только волей особенно активных ректоров. Например, Ливанов в МИСиСе объявил, что все студенты должны сдавать сертификационный экзамен по английскому языку. И в аспирантуру студенты пойдут только к тем профессорам, которые смогут доплачивать студентам по 25 тысяч из своих контрактов или грантов. То есть усложнил жизнь людей, чтобы они начали шевелиться.


Поэтому я вынужден поддерживать грубые хирургические меры Министерства образования, которое резко усиливает кнут и одновременно пряник превращает в торт. Это тот же рейтинг вузов, по результатам которого худшие университеты просто могут покорежить или даже закрыть, и система больших грантов и поощрений, которые получают лучшие вузы.


Я противник дирижизма, но, к сожалению, совсем немногие готовы сами брать и меняться. Любая система стремится к минимуму энергии. Поэтому здесь помогут только резкие действия со стороны государства.


www.slon.ru


Согласен: и уютнее всего здесь себя чувствует именно государство. Ведь оно, по (само)определению, всегда эффективно. И получается, что всегда эффективно управляет априорно неэффективно работающим, будь то образование или наука, культура или здравоохранение. Но почему вот это-то все никак эффективно не  заработает при таких-то сверхэффективных усилиях миллионов людей, которые сознательно отрешились от занятий «конкретными делами» только ради того, чтобы все эти дела пошли туда, куда их послали в ответ на разные «вызовы современности»? Г-ну Фрумину не приходила в голову очевидная мысль о том, что отсутствие «шевеления» в рядах исполнителей, даже при резких нажимах на них, – лишь «ответ на вызов» одеревенело-трухлявой системы управления. Она ведь уже «по определению…», чтобы еще и меняться, да еще и при отсутствии институтов независимой экспертизы государственных решений. Плохо работающего на Руси всегда было в избытке. И именно потому, что еще больше было плохо управляющего. Хотя в отношении себя и ВШЭ, где он служит, г-н Фрумин прав: какие у них могут быть претензии к власти, которая создала ВШЭ, в том числе, для озвучивания своих позиций в духе выступления г-на Фрумина? Всем им вместе уютно. 


Владимир Кудрявцев

         




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Дмитрий Ливанов: сокращения бюджетных мест в вузах не будет
05-08-2016
Дмитрий Ливанов: сокращения бюджетных мест в

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов принял участие в дискуссии с представителями партии «Единая
Представители РГГУ приняли участие в  семинаре «Высшее образование Большой Европы: программа Жана Моне для российских университетов»
21-02-2015
Представители РГГУ приняли участие в семинаре

10 февраля в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся семинар «Высшее образование Большой Европы: программа Жана
Минобрнауки России представило лучшие научные разработки на форуме «Открытые инновации»
01-11-2013
Минобрнауки России представило лучшие научные

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Ноябрь 2018 (11)
Октябрь 2018 (27)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
Офисы обслуживания в Москве, региональные филиалы
evro-lekarstva.ru
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх