Майдан Независимости, тогда - плошадь Калинина, 1955 г.
Фото с сайта www.maxpark.com
Ну, не могу рассуждать о Майдане спокойно. Хотя бы просто потому, что вырос в 5 минутах ходьбы от Майдана (тогда – площадь Калинина). Родители получили жилплощадь на улице Свердлова (теперь, как и когда-то – Прорезная). Когда был маленький, меня таскали стричься в детскую парикмахерскую напротив почтамта, за хлебом бегал в «Українську паляницю», к-рая на Майдане, возлюбленная (в 3-5 классах) одноклассница жила в доме, к-рый фасадом выходил на пл. Калинина, учиться музыке ходил в студию при Конс. (тоже на Майдане), потом выступал на сцене «Жовтневого палацу» («Октябрьский дворец», слева от гостиницы, если смотреть снизу), мама, будучи архитектором, проектировала интерьеры той самой гостиницы «Москва» (теперь, конечно, «Украина»), к-рая торчит над Майданом… первый в Киеве рок-фестиваль был, опять же, на почтамте (в зале на последнем этаже, лом был страшный, моим телом выдавили входную дверь) о, господи, все не упомнишь, столько всего. Короче, для меня Майдан – примерно то же, что Арбат для Окуджавы. Дом родной.
«На майданi коло церкви революцiя iде. Хай чабан – усi гукнули – за отамана буде». Это знают все, кто учился в укр. школах.
Глядя на то, что сейчас на Майдане, испытываю противоречивые чувства. (Гляжу – в основном на «Еspreso TV», рекомендую). Что-то – воспринимается безоговорочно, что-то – совершенно поперек, неприемлемо, что-то – с оговорками… Пытаюсь понять, в чем проблема, лажа и засада.
* * *
Все стандартные курсы (и учебники) логики начинаются с Закона тождества: А=А. Основа основ. А дальше, вся логика, сколько бы ей ни ветвиться и не развиваться, занимается, главным образом, тем, что устанавливает тождества и различия (различия – вплоть до противоположности) и отношений между ними. Логика диалектическая доходит до установления Тождества Противоположностей.
Логика (как и ее противоположность) имеет отношение к жизни. Вот, пытаюсь понять, о чем вещают на Майдане. Майдан – он «Евро-», или «Укр-» майдан? Вещается и то, и это. Воспринимается примерно с тем же энтузиазмом. Иногда заметно некоторое смущение. Еще бы. Ведь эти лозунги, тенденции и идеологии – противоположны. Пытаются, одновременно, провозгласить и тождество (с европейцами – мы такие же), и различие (мы – украинцы, особые, отдельные, непохожие)… Что это? Как совместить в мозгах?
И ведь это не просто дурь, это противоречие объективно заложено историей (прошедшей и нынешней), и его разрешение требует разума, а не только рассудка – чтобы, хотя бы, избежать жертв!
У меня есть подозрение-впечатление, что решение вырабатывается самой логикой жизни (которая работает мощнее и убедительней, чем профессиональные логики). Ведь что такое «евро»? Это – ГРАЖДАНЕ, в отличие от ПОДДАННЫХ. И в этом – важнейшем – отношении – Киев уже в Европе, никуда переезжать не нужно. Независимо от каких угодно договоров и членства в ЕС. Это противоречит «особости» украинцев? Да, нет, в Европе французы остаются французами, немцы – немцами, поляки – поляками, и т.д. Главное – быть гражданами. Поэтому главный (совершенно не имеющий отношения к «нац. вопросу») нынешний лозунг Майдана – «Банду – геть!». Не хотим, чтобы нами управляли бандиты! Кто-то против? Противоречие снимается.
Кстати, один из лидеров оппозиции – Мирослав Попович, по основной специальности – логик. Что-то его не слышно в последнее время, а хотелось бы.
Слава Украине!
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
Сайт Ильи Раскина<!-- Put this script tag to the
of your page --><!-- VK.init({apiId: 1983914, onlyWidgets: true}); // --><!-- Put this div tag to the place, where the Like block will be -->
На развитие сайта