В конце 90-х юная Лена Погребижская вела на Первом репортажи из Чечни и Косово. Теперь, уйдя в документальное кино, ведет из Крыма - в своем ЖЖ.
I
Если что, я в Крыму. Непредвзято освещаю тот факт, что жители Ялтинского горсовета, по моим наблюдениям, больше всего бы хотели, чтобы и никто не трогал, а летом бы прикатил русский турист, как обычно. Это на сегодня.
Пункт второй. Каждый первый, видя машину с московскими номерами, чего-нибудь говорит. Пока только хорошее. Номера прямо магнит какой-то. Это опять же на сегодня.
Пункт третий. На рынке и в обменниках все говорят только о политике. Это началось сегодня. Тетя в банке смотрела в компе онлайн трансляцию из Симферополя, о том, как народ толчется у крымской рады.
Соседка сказала: ну если чо, уедем в Стамбул.
Было бы круто, чтобы родное государство сюда не влезало. А то после этого, как нас учит история, всякое бывает.
II
Продолжаю крымский репортаж. Сегодня в отель Ялта Интурист приехала тысяча человек. На вид народ был простой и бесхитростный. И было очевидно, что селятся за казенные деньги. Так и оказалось. Это был семинар amway. Что было плохо, потому что все они тут же заполонили халявный теперь для них бассейн с морской водой. И поэтому пришлось выжидать, когда у них начнется лекция, чтобы поплавать в пустом бассейне.
Тачка с московскими номерами так же одинока и очевидна, как волос на лысине. Сегодня какой-то водитель посигналил и показал большой палец, мол, респект.
Гривна падает, поэтому менять рубли все приятнее.
Пресс-конференция Януковича отсюда смотрится цирковым номером. Жаль только, что всю эту пургу он гонит потому, что его крышуют в Кремле.
При этом паромная связь с Россией закрыта и воздушное пространство тоже. Два мира просто каких-то. Если перекроют автодороги, придется просить посольство, чтоб депортировали.
Вокруг все так же неторопливо, как и раньше. Только где-то невдалеке ощущается трепыхание жадно протянутых с нескольких сторон рук. Это руки России. А еще до кучи теперь еще и Чечни, и Турции. Все хотят греть тут дремотного обывателя, чтобы наконец разгорелся межнациональный конфликт и дал бы наконец волю протянутым рукам тут нарезать пирог.
III
Крым-разный. Я на Южном берегу. А Симферополь и Севастополь, хотя и примерно в 100 километрах, но ощущаются как далекие центральные города. Поэтому внешне тут все как всегда. Дельфинарий работает, дети приезжают на дельфинотерапию. Дорога на Ай-Петри открыта с сегодняшнего дня, весна, и туда пребывают туристы. Не столько, сколько обычно в несезон, меньше. Однако шумные компанию восходят на знаменитые зубцы, а потом спускаются к поспевшему шашлыку.
Крымские татары, которые держат ресторации на вершине и приезжают на работу из Бахчисарая, говорят с печалью " Мы теперь с Россией враги", и мы с ними дружно сожалеем.
О том, что Путин вводит войска сказала мне на рынке продавщица зелени. Весь рынок говорит об одном. Войска, войска, войска. При этом, пока есть иллюзия, что все это где-то там, в далеком Симферополе или Севастополе, будут ждать туристов, а туристы, пусть мало, будут ехать. Как в Шарм-эль-Шейх ехали в тот момент, когда в Каире уже сражались.
Насколько я могу судить, все побережье пророссийское. Киевский майдан алупкинские горожане встретили саркастически. Пожилая соседка рассказывала еще трем, что "одна женщина приехала в Киев на майдан, а там ей дали чаю, а в нем наркотики".
Тетки согласно кивали.
"Да они там все такой чаю пьют",- пришли они к общему выводу.
Мой постоянный ньюсмейкер - дама из пункта обмена валюты, которая весь рабочий день левым глазом отслеживает новости в компьютере, сказала: "Если бы не Россия, у нас бы тут тоже был бы ужас, как в Киеве".
И все вокруг сегодня как-будто присели, и ждут, что будет.
Контекст в Крыму, особенно перед перспективой ввода войск, способен стремительно поменяться и утерять благость. Пока нет. Когда это случится, я вам сообщу.
А за государство наше мне стыдно.
По теме - из сегодняшнего на сайте:
Николай Сванидзе. Нелюбознательные
Колонка Ильи Раскина. И, все-таки, дам совет.
Владимир Кудрявцев. Развилка путей на острове Крым
На развитие сайта