Президент России Владимир Путин рассказал, зачем нужно было создавать новый учебник по истории.
По его словам, в последнее время развелось много пособий, которые содержат «идеологический мусор».
- Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, — для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо, — сказал глава государства.
По словам президента, некоторые оценки по истории Второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, — это «просто безобразие», по-другому и назвать никак нельзя.
- Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться, - цитирует слова Путина РИА Новости.
Напомним, ранее создатели нового учебника по истории предложили забыть о татаро-монгольском иге. В новом едином учебнике истории, скорее всего, не будет такого термина.
Вместо него появится более длинный — «система зависимости русских земель от ордынских ханов». От привычного «татаро-монгольского ига» настоятельно предлагали отказаться историки Татарстана, и им идут навстречу. Долго спорили, как называть события 1917 года. Пришли к термину «Великая русская революция».
Критикуют и описание периода Ельцина. Пока в учебник может попасть только «шоковая терапия». О других реформах 90-х в концепции не написано. Из современных действующих политиков упоминают Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. Об акциях протеста в декабре 2011-го ничего нет, а третий срок Путина описывают как возвращение на пост президента, подтвердившее преемственность власти.
Комментарий Владимир Кудрявцев
: Президентская оценка ситуации с преподаванием истории во многом справедлива. Но единый учебник истории не снижает риска «идеологического замусоривания», а если учесть российские традиции, то где-то и повышает его. В отношении исторических оценок взрослым нужно договориться прежде всего между собой. К тому же смена этих оценок является частью истории. История «переписывает» сама себя в сознании людей в зависимости от того, насколько они творят свою «современность», а через нее и свою историческую перспективу. Именно поэтому история – важнейший инструмент человеческого самосознания, а не совокупность представлений о былом и их оценок, которые всегда преходящи. Закрыть глаза на это можно лишь, не понимая самой сути истории. С последующей передачей своего непонимания подрастающим поколениям, компенсируемого, в том числе, «идеологическим мусором».
Идея преподавать историю по «концепции», покуда будет готовиться учебник (подробнее), крайне неудачна. Не говоря уже о методической стороне деле, это означает лишний раз продемонстрировать детям «временщицкое» состояние взрослого сознания, в котором им и так трудно найти социальную опору и навигатор. Какие-то очевидные абсурдности можно устранить в рабочем порядке учительским комментарием (как раз и проиллюстрировав «историзм исторических оценок», который выражают и абсурдности).
А при изучении старой российской истории я бы знакомил детей с адаптированным текстами В.О. Ключевского, в высшей степени образными, доходчивыми, остроумными и глубокими. Там есть и «опора», и образцы исторического мышления, и фильтр от идеологический привнесений, и объективный подход пристрастного патриота. Ведь патриотизм начинается с умения посмотреть в глаза исторической правде - о твоей родине. Оставаясь верным ей, какой бы эта правда ни была.
На развитие сайта