Психология - всецело наука о "первичном" и оригинальном. В ней нет ничего вторичного, доступного полному воспроизведению, доведению до абсолютного автоматизма. Даже память поставляет неожиданные "аллюзии" (психоанализ) и "подсказки" (гештальтпсихология, школа Рубинштейна) в странствиях по нашей внутренней, прежде всего, terra incognta, которой в итоге оборачивается ("выворачивается") любая внешняя проблема. В психологии всегда первозданна не только мысль или возвышенная страсть, но и рисунок простейших рабочих движений, которые образуют сложнейшее "моторное поле" (Н.А.Бернштейн) без повторяющихся траекторий. Да и сам этот рисунок можно прочитать post factum (аппаратурные методики позволяют), но до точности воспроизвести его по "скану" заново еще никому не удавалось. . .
И снова глаз бежит по строчкам, которые вы сейчас прочитали, - только уже другим маршрутом. Но самое интересное и, собственно, главное: не исключено (хотя и необязательно), что, следуя им, глаз неожиданно увидит, вычитает (или вчитает, как любил говорить Владимир Петрович Зинченко), а видящий поймет что-то новое.
"Неустранимый разброс" - хорошее название для Введения в психологию. Смысл психологии всей - по Бернштейну и Зинченко. Неустранимый разброс при избирательном действии - именно так "выглядит" психика извне, если присмотреться пристальнее и вдумчивее. А дальше идти вглубь можно разными путями. К примеру, один из них приведет в сферу законов биомеханики Бернштейна с ее ключевым феноменом - преодоления избытка степеней свободы движущимся (точнее - движимым) органом. Другой - в сферу механизмов творчества. Владимир Петрович успел пройти оба, в значительной степени - проложить.
Владимир Кудрявцев
P.S. Две фотографии В.П.Зинченко с "сегодняшней" стены Fb Владимир Кудрявцев
С Владимиром Кудрявцевым в перерыве конференции, посвященной 80-летию В.В.Давыдова в Психологическом институте РАО (16 сентября 2010 г.). Фото Елены Воли, домашний архив Кудрявцевых.
Солнечно. . .
С Борисом Мещеряковым и Александром Венгером в Дубне.
На развитие сайта