3 февраля 2014 года ученик 263-й московской школы убил учителя Андрея Кириллова и полицейского Сергея Бушуева.
Эта трагедия, я думаю, никогда не будет раскрыта до конца. Мне кажется, что такие ужасные убийства случаются из-за многих, в основном очень личных, никому и никогда неизвестных причин. Страдания подростка, его бессилие и бессилие взрослых, изо всех сил толкавших его к пропасти, в один миг превратились в смерть Андрея Кириллова.
Он один заплатил за общее пренебрежение взрослых к подростку и его страданиям.
Сегодняшний номер «ВО» мы посвятили этой трагедии. Ни в одном материале не названо имя подростка, и мы надеемся, что до суда и приговора ни журналисты, ни все иные комментаторы не будут афишировать имя несчастного убийцы, в один миг отнявшего жизнь учителя, а вслед за ним – еще одного человека.
Что произошло в душе этого ребенка – мы никогда не узнаем. Надо было распознать его мучения и страдания раньше, когда можно было помочь. Да, видно, некому было распознавать.
Бросать камни в родителей – невелика доблесть, правда неизвестна, обрывочные сведения очень сомнительной достоверности не дают никакой возможности восстановить реальную картину отношений. Что-то довело мальчишку до убийства, что-то темное, страшное и почти невидимое.
Эта трагедия своей необъяснимостью всколыхнула бесконечное число истерик по поводу всего, что происходит в обществе и в школе. Конечно, смерть Андрея Кириллова и Андрея Бушуева случилась не в безвоздушном пространстве. Атмосфера насилия, в котором живет наше общество, превращает насилие в норму.
Подавить другого, унизить, смешать с грязью, показать свое превосходство, оскорбить, обвинить в предательстве, воровстве, во всех грехах, сравнить со всем отвратительным, что есть на свете, выставить в самом недостойном свете, назвать последними словами, высмеять, заставить ощутить свое бессилие, полную зависимость от более сильного, испытать страх и бессилие, испытать стыд за свои недостатки, страдать за то, что не такой как все, заставить пережить ужас от безысходности, невозможности исправить мелкий промах или большую ошибку.
Насилие как смысл отношений.
Превосходство над другими и страх оказаться слабым – как цель и задача в жизни.
Это гравитация насилия, пронизавшая все стороны нашей жизни: школу, политику, искусство, интернет, быт, отдых, застолье, вождение автомобиля, хождение по госучреждениям, больницам, на почту, в полицию. Нас притягивает насилие, мы ощущаем себя устойчиво и (парадокс!) безопасно, если проявляем силу и унижаем кого-то. И это самая сильная педагогика, самое сильное воспитание, самое сильное образование.
Это сильнее рафинированных психологов и самоотверженных учителей, сильнее государственных стандартов и стимулов в зарплате, сильнее проверок и аттестаций – притягательная мощь насилия.
Ее можно преодолеть, от нее можно оторваться, но тогда ей нужна замена.
Замена гравитации насилия – безмерное уважение к самоценной личности.
Неприкосновенность личности. Суверенитет личности. Личность – как высшая цель и высшая задача, высший смысл и суть жизни.
Я уверен, что без этого все карательные, запретительные, устрашающие усилия по наведению порядка рухнут из-за силы гравитации.
Электронная газета "Вести образования" (2014. № 3)
По теме на сайте:
Собянин распорядился провести переаттестацию психологов Москвы
Десятиклассник Сергей Гордеев: «Я очень боюсь смерти. Я хотел посмотреть, как она выглядит»
На развитие сайта