Ребенок
в традиционном обучении
|
Ребенок
в развивающем обучении
|
Довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции
|
Под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос «Откуда мы это знаем?» является вполне естественным для такого ребенка)
|
Сравнивает значительное число примеров с целью установления сходства, после чего получает требуемое словесное определение (чаще – в готовом виде от учителя)
|
«С места» выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа
|
Путает учебные (в пределе – теоретические) и конкретно-практические задачи (например, задачу на произведение арифметического расчета и задачу на выделение правила этого расчета)
|
Умеет выделить специфически учебную задачу из общего «потока» предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно- практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность
|
Растрачивает силы и время на бессистемные пробы
|
С самого начала вырабатывает гибкую стратегию (теоретический замысел) решения
|
Копирует образцы, задаваемые педагогом
|
Пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной)
|
Является заложником учительского контроля и отметки
|
Способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности
|
Испытывает невротический страх перед ошибками
|
Рассматривает ошибки как «лишний повод» для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках)
|
Отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета»
|
Инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем
|
Смотрит на учение как на обременительную повинность
|
Радостно переживает труд самореализации в школьной жизни
|